В Кыргызстане будут взимать по сому с литра ГСМ на ремонт дорог
Кабинет министров Кыргызстана принял постановление о том, с каких марок ГСМ будут взимать по одному сому на "содержание, строительство и реконструкцию автомобильных дорог в республике". Согласно официальным данным, в перечень вошли автомобильный бензин с октановым числом от 80 до 98 и дизельное топливо - зимнее и летнее. По одному сому с каждого литра горюче-смазочных материалов будут платить субъекты, импортирующие или производящие ГСМ.
Ранее соответствующий закон подписал президент КР Садыр Жапаров. Цель документа - "увеличение доходной части республиканского бюджета для последующей реализации задач по улучшению состояния автомобильных дорог общего пользования и дорожной инфраструктуры в целом".
По данным министерства транспорта и коммуникаций, количество автомобилей в Кыргызстане увеличивается ежегодно. При этом растет нагрузка на дорожное полотно, которое в результате разрушается, но средств на его ремонт и надлежащее содержание не хватает. В республике не так давно создали Дорожный фонд, в который должны направлять деньги из нескольких источников на поддержание республиканских трасс в "нормативном безопасном состоянии". "Для этого требуется около 10 миллиардов сомов в год, но фактически в 2023 году было лишь 4,5 миллиарда. В 2025 году ожидается поступление пяти миллиардов. Сбор же увеличит эту сумму до семи миллиардов", - сообщили в минтрансе.
Напомним, что в ходе обсуждения законопроекта в парламенте некоторые депутаты выражали опасение, что стоимость ГСМ после введения сбора может увеличиться, и это приведет к подорожанию других товаров. С ними, кстати говоря, согласны и в Ассоциации нефтетрейдеров КР.
- Еще когда проводился анализ регуляторного воздействия предложения минтранса, мы предупреждали, что дорожный сбор негативно повлияет на стоимость горюче-смазочных материалов, а это будет невыгодно республиканским автовладельцам, - поделился с корреспондентом "РГ" глава ассоциации Канат Эшатов.
В министерстве транспорта и коммуникаций тем временем предлагают ввести еще два сбора - утилизационных. Первый - за переработку шин, второй - пришедшего в негодность автомобильного масла.
- Сегодня водителям ничего не остается, кроме как хранить покрышки, захламляя гаражи, либо выбрасывать их на свалку, где они, разлагаясь, наносят вред экологии. Температура горения автошин равна температуре горения каменного угля, поэтому многие бишкекчане используют их для топки котлов в домах и банях. В окружающую среду попадают сера, бензопирен, фуран, диоксины и другие канцерогенные соединения. Эти выбросы отравляют всю Чуйскую область, а над Бишкеком постоянно висит плотное черное облако, - посетовали в минтрансе.
Утилизационные сборы помогут создать и использовать мощности, необходимые для правильного уничтожения опасных материалов.