Как танкер "Волгонефть-239", из которого течет мазут, "обваляли" в камне
Из трюмов останков танкера "Волгонефть-239", чья корма выброшена на мель у мыса Панагия в Краснодарском крае, в пятницу началась откачка мазута. Специалисты Морспасслужбы рассчитывают завершить работы до конца января. Прежде чем откачка стала возможной, "Краснодаравтодор" построил дорогу к месту ЧП и большой вал, которые опоясали обломки судна со всех сторон. О там, как это происходило, наблюдали корреспонденты "РГ".
На парковке у кормовой части танкера "Волгонефть-239" час пик: так много здесь автомобилей, радом палатки и полевая кухня. "Ребята, в 12 часов будет обед, ждем вас", - предупреждают нас повара. Ароматы гречневой каши и дыма смешиваются с легким запахом мазута.
От парковки по свежей дороге-набережной до обломков "Волгонефть-239" идти, увязая в глине, минут десять. Еще неделю назад тут были скалы, и первопроходцам-рабочим приходилось буквально прыгать по камням, чтобы добраться до судна. "В воскресенье (12 января. - Прим.) Оперштабом было принято решение о необходимости строительства дороги до танкера. Работы выполнены в первые сутки. Построено без малого 400 метров дороги. Это позволило тяжелой технике убирать мазут и начать обваловку вокруг танкера", - рассказал заместитель губернатора Краснодарского края Евгений Пергун, чей рабочий день проходит у "Волгонефть-239".
Обваловка - это создание круговой насыпи из крупных валунов и щебня вперемешку с глиной, которая даже при ухудшении погодных условий не позволит мазуту уйти в море. По словам Евгения Пергуна, необходимо еще произвести укладку железобетонных конструкций, которые защитят вал от штормов.
Под гусеницами тракторов каменная насыпь ощутимо вибрирует, ковш медленно отправляет новую порцию камня в море. В своем основании - на дне - вал имеет ширину 18 метров, кверху сужается до 6-7 метров, а глубины здесь- от 1,5 до 2,5 метра.
Большой камень добывают в карьерах под Новороссийском и Анапой. КамАЗы доставляют его и щебень на место стройки непрерывно днем и ночью. В качестве регулировщика выступает руководитель Новороссийского дорожного филиала ГКУ КК "Краснодаравтодор" Николай Андрощук, он управляет потоком большегрузов по рации. Задача - избежать пробок, так как развернуться на дороге, ведущей к танкеру, невозможно - с одной стороны море, с другой - скалы, а ширина проезда всего-то метров пять. Процесс отлажен с точностью часового механизма.
В "осушении" моря задействованы не только государственные предприятия, но и частные. "Наша компания оказывает всестороннее содействие в ликвидации последствий ЧС, обеспечиваем логистику, поставляем инертные материалы, технику", -рассказал директор по корпоративной социальной ответственности одного из портовых операторов края Александр Бурмака.
По его словам, для рабочих созданы все необходимые условия: выдаются средства индивидуальной защиты, организованы кухня и комнаты обогрева. Последнее очень актуально, так как ночью столбик термометра опускается ниже нулевой отметки, а с моря дует пронизывающий ветер.
В таких условиях и была выполнена обваловка танкера. На все про все ушло около четырех суток.
Тем временем
Сегодня о дальнейшей судьбе кормы танкера "Волгонефть-239" рассказал руководитель Морспасслужбы Виктор Чернов. Об этом сообщает Оперативный штаб Кубани
"Есть два варианта развития события, - отметил Чернов. - Первый - утилизация танкера, второй - второй - буксировка в другой порт. Но это если позволит техническое состояние судна. Однако самое реалистичное - все же утилизация на месте".
По его словам, оказалось трудно осматривать и проверять техническое состояние судна, так как до обваловки попасть на борт можно было только с моря. Погода же не всегда позволяла высадиться на борт
В результате только 10 января удалось оценить объем работ для восстановления жизнедеятельности механизмов.
"Сейчас все работает как часы: дым из трубы идет, все греется, идет подготовка к выгрузке", - подчеркнул рассказал глава Морспасслужбы.