В Черноземье вложатся в улучшение транспортной и инженерной инфраструктуры

Главные финансовые документы регионов, во многом ориентированные на развитие социальной сферы и поддержку жителей, в наступившем году предполагают и значительное финансирование транспортной и инженерной инфраструктуры. Самые болезненные отрасли - дорожная и коммунальная - получают значительное финансирование из бюджетных источников разных уровней. Ответственность за часть объектов, особенно проблемных, власть делит с представителями реального сектора экономики - в рамках концессионных соглашений и государственно-частного партнерства.

В Черноземье вложатся в улучшение транспортной и инженерной инфраструктуры
© Российская Газета

Дорожные планы

Состояние городских и межмуниципальных дорог по-прежнему остается важным маркером качества жизни в регионах. Пробки в областных столицах, "уставшие" сельские дороги, масса выбоин и неровностей на региональных трассах - все это портит общее впечатление о субъекте. Несмотря на колоссальные вложения в транспортную инфраструктуру последних лет - и в рамках нацпроекта, и помимо него, - проблемных участков предостаточно.

В Белгородской области, которая много лет славилась развитой и качественной дорожной сетью, некоторые участки претерпевают реконструкцию для удобства водителей. Так, в минувшем году круговое движение на северном въезде в город трансформировали в обычный перекресток, однако от автомобильных заторов столицу региона и слившийся с ней пригород это не спасло. Теперь министр транспорта Сергей Евтушенко анонсирует строительство других транспортных артерий в этом же районе, чтобы все же разгрузить основную дорогу, однако пока их нужно будет еще спроектировать.

Расходы дорожного фонда в нынешнем году сопоставимы с аналогичным показателем прошлого года: 11,5 миллиарда рублей. Регион в который раз вошел в число областей, завершивших работы по нацпроекту досрочно и с надлежащим качеством, за что на федеральном уровне был отмечен премией "Золотой каток". В соседней Курской области, несмотря на сложную оперативную обстановку, не только завершили в срок дорожные работы по нацпроекту, но и приступили к выполнению новых задач с опережением графиков. Например, более шести километров дорожного полотна заменили в Щигровском районе в прошлом году, хотя в планах этот участок значился на 2025-й. Почти миллиард рублей направят на ремонт и реконструкцию дорог только в Курске, по региону торги провели более чем на четыре миллиарда рублей. Участки для ремонта и реконструкции выбирались на основе анализа жалоб и пожеланий самих жителей.

В Липецкой области, где уже несколько лет подряд объемы ремонта и реконструкции трасс называют рекордными, в нынешнем году запланировано обновить более 250 километров дорог, причем лишь 22 километра - в Липецке. Приоритет - межмуниципальных трассам и уличной сети других населенных пунктов.

В небольшой Орловской области отремонтируют свыше 76 километров региональных дорог

В Орловской области отремонтируют свыше 76 километров региональных дорог. Руководитель профильного департамента правительства области Алексей Субботин в докладе перед депутатами облсовета отметил, что объем финансирования работ только в рамках национального проекта "Инфраструктура для жизни" превышает 2,6 миллиарда рублей. Весь объем поделен на 13 участков. В планах также ремонт сложных транспортных артерий в Орле и пригороде.

Водные процедуры

Примечательно, что дорожные работы тесно связаны с реконструкцией водопроводной и канализационной сетей. Нередко инфраструктура пересекается, что создает массу неудобств при ремонте, однако градостроительные решения зачастую таковы, что подобные ситуации становятся неизбежными.

Так, в Липецке, где по концессионному соглашению идет обновление водопроводной сети, городские депутаты не раз высказывали по поводу раскопок претензии в адрес подрядчиков. Те в свою очередь поясняют, что объемы работ колоссальные, а людей не хватает. И это факт. Глава региона Игорь Артамонов отметил, что за пять лет в области заменили и проложили почти 380 километров новых сетей - как водопроводных, так и канализационных, - и эта работа продолжится.

Тем временем реализация концессии с ООО "РВК-Липецк" по реконструкции городских очистных сооружений движется не без проблем. Недобросовестный подрядчик, от услуг которого пришлось отказаться концессионеру, сорвал график работ, а новый теперь не может из-за санкций закупить предусмотренное проектом реконструкции оборудование. Сейчас проблема решается поправками в проектную документацию, и все участники процесса уверены в том, что работы ускорятся.

Изношенность водопроводной и канализационной инфраструктуры - проблема, которую необходимо решать, несмотря на всю сложность процесса. В Белгородской области также озаботились состоянием сетей водоснабжения и водоотведения. В профильном министерстве озвучили планы по строительству и капитальному ремонту 155 водозаборных скважин, 89 водонапорных башен, 24 станций водоподготовки, более 341 километра сетей водоснабжения и 41,5 километра сетей водоотведения, пяти канализационных насосных станций и 11 очистных сооружений канализации. За три года в эту сферу намерены инвестировать 18 миллиардов рублей, почти половину из которых выделят региону из федерального бюджета.

- За счет строительства новых комплексов водозаборных сооружений мы надеемся разрешить ситуации с неудовлетворительным водоснабжением населения Старого Оскола и Губкина, - отметил курирующий ЖКХ замгубернатора Сергей Довгалюк. - В целом планируется комплексно подойти к улучшению ситуации на территории 98 населенных пунктов региона.

Дело в трубе

Впрочем, реконструкция водопроводных и канализационных сетей за счет бюджетных инвестиций не всегда возможна. Яркий пример - ситуация в Курске, где жители относительно нового спального микрорайона столкнулись с постоянными неполадками в работе канализационной сети. На многолетнюю проблему люди пожаловались уполномоченному по правам человека Владимиру Фирсову, а тот обратился к врио губернатора Александру Хинштейну. На месте аварии представители компании-застройщика и собственника коммунальных сетей на диалог не пошли, игнорируя требования поменять инфраструктуру за свой счет.

- Разговор с собственниками и застройщиками поначалу не задался: они явно не горели желанием тратиться на перекладку сетей. До этого городские коммунальные службы были вынуждены прочищать коллектор собственными силами, хотя он принадлежит коммерческой структуре - ООО "Курские внешние коммунальные сети", - пояснил Александр Хинштейн. - Вторая встреча - в стенах областного правительства - прошла куда более конструктивно. Договорились о том, что застройщик - АО "Курский завод КПД имени Дериглазова" - уже весной за свой счет поменяет участок поврежденной трубы (порядка 200 метров), которую ранее проложил.

Помимо этого вся линия канализации в микрорайоне будет передана в собственность муниципального предприятия "Курскводоканал", но только после тщательного обследования. Если будут найдены повреждения, то их устранят нынешние собственники.

- Государство не может и не должно забирать неисправное имущество, - уверен Александр Хинштейн.

Он отметил, что такой план развития ситуации поддержали все участники процесса, и признался, что рад решению многолетней наболевшей проблемы.

- Надеюсь, и другие представители курского бизнеса будут занимать столь же разумную позицию, когда речь идет об интересах людей: жадность неизбежно ведет к бедности, - подытожил врио губернатора.