Проезд по МСД с 15 февраля станет для москвичей платным
Проезд по Московскому скоростному диаметру с 15 февраля в утренние и вечерние часы пик станет для москвичей платным. Изменения затронут немногих водителей - всего 0,4% от всех автомобилистов, которые пользуются этой трассой. Заплатят они за проезд в зависимости от длины маршрута от 5 до 45 рублей.
Скоростной диаметр проходит с севера столицы - от магистрали М-11 "Нева" на Санкт-Петербург до М-2 "Крым" с выходом на строящуюся высокоскоростную трассу М-12 "Восток". С января 2023 года проезд по этой дороге стал платным для всего транзитного транспорта - автомобилисты с номерами не Москвы и Подмосковья платят за проезд по ней 950 рублей. Это сделано для того, чтобы магистраль, построенная для улучшения транспортной ситуации в столице, не превратилась еще в одну транзитную.
Тем не менее загруженность трассы немногим более чем за год выросла в часы пик до 6-7 баллов, при которых автовладельцы едут со средней скоростью 48 км/ч. Чтобы разгрузить ее и сделать поездки по МСД предсказуемыми по времени, как и было задумано при строительстве диаметра, столичный департамент транспорта принял решение отменить бесплатный проезд и для москвичей. В противном случае загрузка трассы утром и вечером превысит 7-8 баллов уже в 2025 году, а в 2026 году она достигнет и всех 9 баллов.
Что же в итоге изменится для жителей столицы? С 15 февраля диаметр будет поделен на девять платных участков стоимостью 5 рублей каждый. Оплачивать проезд придется только по будням с 07.00 до 11.00 и с 16.00 до 20.00. В департаменте подсчитали, что один водитель в это время в среднем проезжает три участка, следовательно, ему придется заплатить 15 рублей. Кстати, проезд будет считаться платным, только если автомобиль въехал и выехал с участка в платное время. А если, например, машина заехала в 06.55, а выехала в 07.30 или заехала в 10.55, а выехала в 11.30, то проезд будет бесплатным.
"Нынешние тарифы - простая формальность, ведь даже если автомобилист проедет все участки, все равно он заплатит меньше, чем сегодня стоит трамвайный билет в столице. Пока это технологический эксперимент, необходимый для дальнейшего совершенствования тарифов, которые скорее всего будут сопоставимы со стоимостью проезда по проспекту Багратиона - Северному дублеру Кутузовского проспекта, а это в районе 650 рублей", - рассказал "РГ" профессор НИУ ВШЭ, научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин.
Москвичи, по его словам, должны понимать, что во всем мире подобные магистрали платные. Деньги же за проезд направляются на строительство новой транспортной инфраструктуры. "Пять рублей и даже 45 рублей - не заградительная цена, которая заставит москвичей пересесть на общественный транспорт. Это скорее цена, которая заставит привыкнуть горожан к платному проезду по МСД, а затем тарифы и время поездки будут меняться. Так было и с введением платных парковок: вначале в пределах бульваров час стоил 50 рублей, а сейчас от 380 до 600 рублей. Когда же проезд по МСД подорожает, москвичи сделают для себя выбор - платить или пересесть на более дешевый городской транспорт", - считает глава экспертного центра "Пробок.нет" Александр Шумский.
Правда, уверенности в том, что автомобилистов в городе станет меньше, нет. В среднем в год москвичи регистрируют 100 тысяч новых транспортных средств, из которых 30% - машины горожан, которые раньше передвигались на общественном транспорте, но с появлением комфортных дорог пересели на авто. "Москвичей нужно приучить ездить в центр города на общественном транспорте, а машину иметь для поездок за город", - полагает Михаил Блинкин.
Справка "РГ"
Стоимость всех проездов за сутки по МСД будет суммироваться, после чего в течение пяти дней водителю придет общий платеж. Оплатить проезд можно будет через приложение "Парковки России", на сайте msd.mos.ru, Госуслугах или в приложениях банков. Вопросы по оплате принимают на горячей линии по номеру +7 (495) 539-54-54 или 3210 с мобильного.