Росстандарт утвердил поправки к ГОСТу о новых дорожных знаках: что изменится

Росстандарт опубликовал поправки в ГОСТ, которые вводят новые знаки дорожного движения. Вступят в силу они с 1 января следующего года, но ГОСТ устанавливает возможность их досрочного применения. Впрочем, для того, чтобы они действительно заработали, требуются поправки в Правила дорожного движения.

Росстандарт утвердил поправки к ГОСТу о новых дорожных знаках: что изменится
© Российская Газета

Итак, коротко о том, что меняется. Кроме горизонтальной таблички "стоп" появляется еще и вертикальная. То есть можно ставить либо ту, либо другую. Возможно, новая табличка избавит кого-то из пешеходов от необходимости пригибать голову, а также даст больший горизонт видимости водителю.

Правовые аспекты организации дорожного движения эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"

Но при этом такую табличку разрешено не устанавливать перед светофорами на регулируемых перекрестках и регулируемых переходах. Надо сказать, что решение спорное, поскольку в таких местах бывают камеры. Если стоп-линия стерлась или занесена снегом, водитель получит штраф за ее пересечение. Знака-то нет.

Вводятся новые совмещенные знаки. Например, знак парковки, на котором в том числе обозначено, что она платная или для инвалидов. Теперь предлагается еще на этих знаках указывать способ парковки автомобиля: параллельно тротуару, с заездом на него, "елочкой" или как иначе.

Если впереди по дороге уложен "лежачий полицейский", то предлагается совместить знак "рекомендуемой скорости" со знаком "искусственной неровности".

Появляется новая табличка "направление действия знака". Она должна показывать, на какую проезжую часть распространяется действие знака. Вот понять эту табличку простой водитель, который обучался правилам давно, даже не поймет. Но участники разработки стандарта считают, что он актуален для магистралей с дублерами. Понять его действительно сложно.

Член общественного совета подмосковного минтранса Андрей Мухортиков уверен, что изменения положительно повлияют и на безопасность движения, и на его удобство для всех участников, и даже на уровень бюджетных расходов. ГОСТ стал лучше, но эту работу необходимо продолжить.

Главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков полагает, что сокращать количество знаков на дорогах нужно лишь в некоторых городах, где их понавтыкали столько, сколько реально не нужно - и теперь мы создаем новые знаки, чтобы сократить количество старых знаков. Всё это приведет только к путанице. Ну какая, по сути, разница между вертикальной табличкой стоп-линии и горизонтальной? Никакой.

Также, напомним, что у нас зачастую знаки ставятся вовсе не в соответствии с ГОСТом. Простой пример: едешь по Садовому кольцу, где ограничение скорости 60 км/ч. Сворачиваешь в подворотню. Выезжаешь на другую улицу. А там ограничение 30 км/ч. Но откуда это знать автомобилисту? Дело в том, что в начале этой улицы установлен знак, ограничивающий скорость в зоне. А продублировать его при выезде из дворов никто не подумал.

Но дальше - еще интереснее. Стоит знак, который ограничивает скорость в зоне 30 км/ч. Выезжаем на набережную, а там ограничение 60 км/ч. Кто-то предупредил водителя о том, что зона закончилась? Нет.

Новый ГОСТ вводит новые зональные знаки. А именно о запрещении остановки. Очевидно, что история будет такая же, как приведенная выше. Запрет на зону поставят, а продублировать знаки и обозначить места завершения зоны - забудут. А это снова штрафы для водителей и непонятные ситуации. Кроме того, это увеличение количества знаков на дорогах, поскольку все выезды сквозных дворов надо обозначить.

Также стоит отметить, что такой кардинальный пересмотр знаков потребует и новой редакции Правил дорожного движения. Ведь мало того, что появляются новые знаки, обозначения которых пока еще никому не известны, так появляются и новые номера знаков. Да, в правилах прописана нумерация знаков в соответствии с действующим ГОСТом. Если эти номера меняются, надо менять соответствующее приложение правил. А это процесс не быстрый.

При этом в самом стандарте прописана возможность его применения в некоторых регионах до 2026 года, когда он должен вступить в силу. Как пояснил "РГ" эксперт из ГИБДД, до изменения в Правилах дорожного движения, если новые знаки появятся на дорогах, администрирование по ним нельзя будет применять.