Какие новшества ждут пользователей кикшеринга в предстоящем сезоне
С 1 апреля в ряде регионов округа стартует сезон кикшеринга. Возвращение прокатных электросамокатов на улицы городов ДФО неизбежно. Появившись однажды, они вряд ли исчезнут уже из нашей жизни, сколько бы ни вызывали нареканий.
Пока в Госдуме решают, как оградить пешеходов от лихих наездников, кикшеринговые компании готовят свой флот. На Дальнем Востоке сезон начинается позже, чем в Москве и Санкт-Петербурге, - это объясняется погодными условиями. В некоторых городах сигналы свободных самокатов зазвенят с апреля, в Магадане и на Сахалине - в мае, во Владивостоке - в конце марта. Самый короткий сезон - в Якутии. В ДФО кикшеринг не дотянулся только до Чукотки - далековато. Ее пока нет даже в планах.
- Старт работы кикшеринга зависит от соглашений с городскими администрациями и погодных условий. Обычно сезон можно считать открытым, когда устанавливается стабильная плюсовая температура, комфортная для поездок. Если же пойдет снег или дождь, на дорогах есть наледь, сервис встает на временную паузу. Всегда сообщаем об этом в приложении, - говорит представитель кикшеринговой компании Влада Волкова.
В Якутске хоть и самый короткий сезон проката, но и он не обходится без последствий. За лето 2024 года около 200 человек получили травмы из-за электросамокатов - это и сами ездоки, и подвернувшиеся им прохожие.
- Большинство таких случаев заканчивается ушибами, растяжениями, переломами рук и ног. Люди при падении получают сотрясение головного мозга, травмы грудной клетки. Поэтому мы, врачи, просим соблюдать скоростной режим, быть внимательными, уважать пешеходов, - отметила заведующая поликлиническим отделением травматологии и ортопедии Республиканской больницы № 2 - ЦЭМП Мария Павлова.
Чтобы за рулем не оказались дети - самое опасное явление как для окружающих, так и для самих юных наездников, прокатный сервис начинает регистрацию пользователей с привлечением данных банковских ID. Плюс в городах продолжат действовать зоны автоматического снижения скорости в местах большого скопления людей, парках и скверах.
Во Владивостоке, например, увеличили количество зон, где скорость средства индивидуальной мобильности (СИМ) не должна превышать 15 километров в час: на набережных Цесаревича, Корабельной, ДВФУ и в Покровском парке. С 20 марта вступило в силу постановление, расширяющее перечень зон, где запрещено или ограничено движение любых видов СИМ. Теперь пешеходы смогут гулять, не рискуя быть сбитыми, на набережной Спортивной гавани, площади Борцов революции. Запрет для самокатов также ввели на Некрасовском путепроводе, Рудневском мосту, путепроводе на Второй Речке, Золотом и Русском мостах.
- Согласно планам правительства РФ по изменению федерального регулирования СИМ пользоваться электросамокатами можно будет с 16 лет. Ранее поездки были доступны только совершеннолетним. Новая оферта разрешает ездить подросткам, но с условием: максимальная скорость на четверть ниже, чем у совершеннолетних пользователей, - рассказывает Влада Волкова.
В Хабаровске в первый день апреля на улицы выставят свыше тысячи электросамокатов. Их появления пешеходы ждут с ужасом, хотя нарушений в масштабах города не так уж и много.
По данным компании кикшеринга, 99,9 процента поездок на самокатах совершаются без инцидентов.
Вместе с тем за прошлый год в Хабаровске заблокировали и оштрафовали 4215 пользователей. Самые частые нарушения - поездки вдвоем на одном самокате, пересечение пешеходного перехода, не спешиваясь, агрессивная езда и брошенные не на парковке скутеры. В этом сезоне следить за пользователями кикшеринга будут сотрудники Госавтоинспекции, сами сервисы проката, а также бдительные граждане. Для них создали общедоступный Телеграм-бот ассоциации операторов микромобильности "Самокаты: общественный контроль".

- Почему нарушений не становится меньше, хотя к этому прилагают усилия? Вероятно, потому, что появляются новые пользователи. Каждый год на учебу приезжают молодые люди, которые до этого с самокатами не сталкивались. Смотрят на других и тоже начинают делать неправильно. Будем проводить обучение, запустим рекламу на экранах, чтобы рассказывать о нарушениях, правилах. В прошлом году организовали 16 школ вождения, проводили занятия вместе с Госавтоинспекцией, увеличили штрафы для нарушителей. Горожане присылали жалобы с фото или видео, когда замечали, что кто-то едет вдвоем или на красный сигнал светофора. Оператор проверяет и решает, как наказать: штраф или блокировка, если нарушение грубое. В этом году мы усилим мониторинг, - заверяет операционный управляющий шеринговой компании Сергей Солодкий.
В Хабаровске также останутся запретные для самокатчиков места. Например, мемориальный комплекс на площади Славы и площадь Блюхера, где всегда много детей. В парках и на других площадях у техники автоматически будет снижаться скорость. Так, на площади Ленина перед местным Белым домом "максималка" - пять километров в час. Делается это, чтобы заранее предотвратить возможные инциденты.
- В апреле проведем встречу с администрацией города, заключим договор, определим места парковок, чтобы пользователи ставили технику, не мешая пешеходам. Правда, в очень популярных местах, куда съезжается молодежь, самокатов порой скапливается столько, что они не вмещаются в парковки, - говорит Сергей Солодкий.
Суммарная дистанция, которую проехали хабаровские пользователи на самокатах за сезон-2024, составила 2 290 251 километр. Причем не только катались, но и лихачили. В компании отмечают, что из всего макрорегиона именно пользователи из Хабаровска и Владивостока чаще других ломают самокаты.
Удастся ли изменить сложившееся положение вещей в нынешнем сезоне - покажет время.