В столице перекрестки начали оснащать инновационными пешеходными светофорами

Все больше перекрестков, особенно в центре столицы, оснащаются инновационными пешеходными светофорами: устройства умеют не только показывать анимированные ролики и предупреждать об опасности, но и зорко смотрят за горожанами. Официально это «элементы интеллектуальной системы управления дорожным движением», но такая инфраструктура может быть впоследствии использована и для выписывания штрафов пешеходам, а также для контроля их потока. Когда светофоры начнут полноценно следить за нами, выяснил «МК».

В столице перекрестки начали оснащать инновационными пешеходными светофорами
© Московский Комсомолец

© АГН «Москва»

Первые светофоры нового типа появились еще в начале прошлого года на Бережковской набережной. Сейчас они есть уже во многих местах центра — например, такие замечены на площади Мясницких Ворот. Над верхней светоинформационной секцией установлены малозаметные, но вполне различимые для разбирающегося человека «глазки» видеокамеры и блока ИК-подсветки. Направлены эти «глазки» поперек потока автомобилей и вдоль перехода — значит, их «целевая аудитория» не автомобилисты, а пешеходы и водители СИМ, переходящие дорогу по «зебре».

Такие светофоры действительно выпускаются сразу несколькими российскими предприятиями — это явствует из модельного ряда, опубликованного на сайтах заводов. Параметры видеочасти соответствуют профессиональным цифровым видеокамерам двадцатилетней давности: видеопоток разрешением 1080р захватывается с частотой 72 кадра в секунду. А вот электронная начинка намного совершеннее старых камер: светофоры умеют распознавать движение, сопрягаются с системой распознавания лиц и имеют ночную ИК-подсветку.

Все это, судя по всему, элементы ранее анонсированной интеллектуальной транспортной системы. Помимо вмонтированных в светофоры она включает в себя и другие камеры наблюдения, а также смарт-светофоры и датчики автомобильного движения. Сердце этой системы — Ситуационный центр ЦОДД, где могут, опираясь на данные камер и датчиков, оперативно управлять работой светофоров, а также, по некоторым данным, подсказками распространенных дорожных навигаторов. «Умных» перекрестков в Москве в середине прошлого года было около 600 — сейчас их число должно было вырасти.

Так, именно смарт-светофоры с августа прошлого года в тестовом режиме начали предупреждать пешеходов о том, что из-за поворота может появиться автомобиль (теперь такое возможно вследствие введения совмещенных фаз: автомобили могут поворачивать направо одновременно с «пешеходным зеленым» на пересекаемой улице, водителей обычно предупреждают белыми световыми секциями со стрелками).

Помимо светофоров в арсенале ЦОДД около 3,8 тысячи камер фотовидеофиксации и почти 4000 датчиков движения. Анонсировалось, что функционал этой техники дополнен искусственным интеллектом, который сам выявляет аномалии движения и выбирает оптимальный алгоритм.

А вот на очевидный вопрос — что насчет штрафов в адрес перебегающих на «красный» пешеходов и нарушающих правила перехода владельцев СИМ? — ответ неоднозначный. С одной стороны, на сегодняшний день ответ прост: смарт-светофоры для выписывания штрафов не используются за отсутствием нужной нормативной базы и неполнотой Единой биометрической системы (ЕБС) России. Но при этом перспективность такого подхода полиция признает — и, вполне возможно, готовится. Это следует из вышедшей в научном журнале «Безопасность дорожного движения» (№4 за 2023 год) статьи начальника УГИБДД по городу Москве Александра Быкова «Некоторые перспективы использования цифровых технологий в предупреждении дорожно-транспортных происшествий»:

«Если в отношении водителей транспортных средств — основных «поставщиков» нарушений ПДД РФ в виде нарушений скоростного режима, являющихся основными причинами ДТП, успешно и активно применяются работающие в автоматическом режиме средства фотовидеофиксации, то нарушения ПДД РФ пешеходами и лицами, управляющими средствами индивидуальной мобильности (далее — СИМ), в настоящее время «охвачены» объективными средствами контроля не в достаточной мере, — признает глава московской ГИБДД. — Обозначенная проблема приобретает особую актуальность в условиях сокращения штатной численности личного состава Госавтоинспекции в результате реформирования МВД России и наглядно свидетельствует о необходимости формирования новых инструментов обеспечения безопасности дорожного движения».

В статье Быков говорит о внедрении в Москве системы «Сфера», позволяющей фиксировать нарушения ПДД пешеходами. Автор отмечает, что и в Лондоне, и в Китае такие системы широко распространены, и московская строится с учетом зарубежного опыта.

«Фотофиксация предусматривает отображение трека перемещения пешехода и сигнала светофора», — рассказал в статье глава московской ГИБДД. Однако констатировал, что для эффективной работы системы нужно «иметь биометрические данные всех граждан. В таком случае предоставление биометрических данных должно стать обязанностью, а не правом граждан».

Иными словами, говорить о начале эпохи автоматических штрафов для пешеходов можно будет тогда, когда государство получит банк биометрических данных на каждого гражданина. Пока об этом говорить еще рано — особенно учитывая действующее законодательство, запрещающее сбор таких данных без ведома и согласия граждан. Однако фактически «биометрия» может потихоньку накапливаться «где положено» — тут обычный горожанин, постоянно попадающий в поле зрения калиброванных камер в метро, у банкоматов и в тому подобных местах, ничего сделать не может. И при наличии политической воли мы все можем оказаться «биометризованными» буквально в один день.