Где больше всего электрокаров в Приволжье: рейтинг регионов
Татарстан наступает на пятки Прикамью В прошлом году кардинальных изменений в рейтинге регионов Приволжья по количеству электротранспорта, если сравнивать с данными за 2023 год, не произошло. С заметным отрывом продолжают лидировать Пермский край (в регионе зарегистрировано 1737 единиц электротранспорта) и Татарстан (1684), которые единственные из ПФО вошли в топ-10 по стране. При этом если в Прикамье, очевидно, темпы прироста замедлились (всего плюс 64 единицы техники), то Татарстан заметно увеличил парк электротранспорта в 2024 году (+542) и вплотную приблизился к лидеру в Приволжье. Такая динамика в республике, которой руководит Рустам Минниханов, была обеспечена прежде всего за счет роста числа зарегистрированных легковых электрокаров – плюс 462 за год. Для сравнения, в Пермском крае их стало больше всего на 50. Но за счет рывка в прошлые годы Прикамье все равно прилично опережает все приволжские регионы по числу легковых электромобилей. «В Пермском крае рост числа электромобилей замедлился, но не остановился. С учетом роста числа гибридов, приведенные низкие цифры по динамике маскируют реальный интерес к электротранспорту в регионе. Это похоже на переход от начального «рывка» к стабильному развитию», – считает директор сети технопарков Оскар Ягафаров. Нижегородский рывок Рокировка произошла между регионами, занимающими третье и четвертые места. По итогам 2024 года в топ-3 в Приволжье поднялась Нижегородская область, сумев опередить Башкирию. В прошлом году в регионе Глеба Никитина почти в два раза больше стало транспорта с электродвигателями – с 564 до 1021. В частности, число легковых электрокаров выросло с 473 до 756. При этом Нижегородская область по их числу продолжает уступать Башкирии, где насчитывается 896 единиц данной техники (в 2023 было 655). Но республика, управляемая Радием Хабировым, заметно проигрывает нижегородцам по количеству других типов электротранспорта. Так, Нижегородская область по числу электробусов уступает в России только Москве: их в регионе колесит уже больше 150 штук. Кстати, столица, где парк электробусов составляет 1352 единицы, с большим запасом опережает все остальные города страны по данному виду транспорта. Кроме того, Нижегородская область занимает четвертое место в РФ по количеству грузовиков на электротяге: их в регионе зарегистрировано 15 единиц. Отметим, что по итогам 2024 года топ-5 в ПФО по количеству электротранспорта снова замкнула Самарская область. Шестую позицию сохранила Удмуртия. Саратовской области удалось сместить с седьмой строчки Кировскую область. Вторая половина рейтинга осталась неизменной. Кстати, пятерка лидеров в Приволжье по доле электрокаров от общего числа машин немного отличается. Самые высокие показатели здесь у Пермского края, Татарстана, Удмуртии, Кировской, Самарской и Нижегородской областей. При этом только у Прикамья и Татарстана данное соотношение превышает среднероссийские цифры. В 2024 году на одну тысячу машин в нашей стране приходилось 0,97 электромобиля. Факторы лидерства По словам Оскара Ягафарова, лидерство Пермского края, Татарстана и Нижегородской области в сфере электротранспорта обусловлено тем, что они входят в число регионов, где налажен диалог между бизнесом и властью. Как следствие, это способствует формированию благоприятных факторов для развития данных категорий транспорта, роста количества владельцев электрокаров. «Регион участвует в федеральном проекте по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей: местный бизнес инвестирует в ЭЗС, приходят операторы зарядных станций. Регион делает ставку на устойчивое развитие: приходит инвестор с проектом электротакси, попутно развивая зарядную инфраструктуру. Далее эффект нарастает, и развитие нового сегмента способствует появлению нового бизнеса в регионе, связанного, например, с производством зарядных станций, обслуживанием электромобилей или созданием приложений для водителей», – говорит Оскар Ягафаров. Еще одним немаловажным фактором он называет уровень социально-экономического развития региона. Примечательно, что как раз эти четыре субъекта – Татарстан, Нижегородская область, Башкортостан и Пермский край – вошли из ПФО в топ-20 рейтинга социально-экономического положения регионов по итогам 2023 года. Кто лидирует в России Состав топ-10 регионов по количеству электротранспорта в 2024 году особо не изменился. Тройка лидеров осталась прежней: Москва – 17487 единиц техники, Подмосковье – 4292, Краснодарский край – 4097. За год на четвертое место (прыгнув сразу на две позиции вверх) поднялся Санкт-Петербург (3191), опередив Иркутскую область (2960) и Приморский край (2547). Далее расположились два представителя ПФО – Пермский край и Татарстан. Замкнули десятку Новосибирская (1624) и Калининградская (1533) области. В 2024 году выпала из топ-10 Свердловская область (1358), опустившись на 11-е место. В целом, в прошлом году общее количество зарегистрированного электротранспорта в России превысило 65,7 тысячи единиц. Прирост составил 53 %. Если сравнивать с итогами 2023 года, то налицо заметное снижение динамики роста: тогда этот показатель был 81 %. По словам Оскара Ягафарова, несмотря на снижение темпов, что связано с эффектом «низкой базы», общее число электромобилей в нашей стране продолжает значительно расти. Однако очевидно, что прирастать еще есть куда. И здесь многое будет зависеть от дальнейшего развития зарядной инфраструктуры в регионах. «Это необходимый фундамент для массового перехода на электромобили. Без зарядной инфраструктуры даже технологичные и доступные модели не смогут конкурировать с ДВС. И ее развитие требует совместных системных действий власти и бизнеса. Мировые регионы с плотной сетью зарядок (например, Китай) лидируют по доле электромобилей. Европейские эксперты из EAFO (European Alternative Fuels Observatory – Европейская обсерватория альтернативных видов топлива) говорят о том, что наличие одной публичной станции на 10–15 электромобилей – оптимальное соотношение для роста рынка. К этому числу еще нужно добавить домашние зарядки, некоторые пользователи обходятся только ими для передвижения по маршруту дом-работа-дом. И, конечно, развитая сеть зарядных станций снижает психологический барьер новых пользователей – страх остаться с разряженным аккумулятором. Доступность зарядных станций, особенно вдоль магистралей и в городах, снижает так называемую «тревогу запаса хода». Кстати, именно этим, на мой взгляд, объясняется такой «взрывной» рост продаж гибридов последние два года: они дают возможности электромобиля, но на бензине», – резюмирует Оскар Ягафаров. Кстати Как считали рейтинг В основе исследования технопарка лежат официальные данные ГИБДД о количестве зарегистрированного электротранспорта в России – личных электрокаров, общественного и грузового. В рейтинге учитывали только так называемые BEV (Battery Electric Vehicle) – электрические автомобили, которые полностью приводятся в движение электричеством и не имеют традиционного двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Ранее «ФедералПресс» публиковал аналогичный обзор по итогам 2023 года. Также рекомендуем прочитать подробный разбор ситуации с электросамокатами и другими средствами индивидуальной мобильности в нашей стране, развития рынка сервисов кикшеринга и вводимых ограничений. Подробности в материале «Берегись электросамоката: как в регионах борются с мобильным транспортом и когда ждать федеральных правил». Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина, Елена Майорова, Дмитрий Шевалдин; инфографика: ФедералПресс/ Маргарита Неклюдова