Железная дорога не выдерживает конкуренции с автотранспортом из-за дерегулирования тарифов последнего

«Мы не можем полностью дерегулировать железнодорожные тарифы на контейнерные перевозки, потому что есть постоянные расходы, которые несет железная дорога как сложный технический механизм. И эти расходы существую всегда – вне зависимости от того, везет дорога груз или нет, инфраструктура есть, и ее нужно содержать. На содержание и поддержание ее в рабочем состоянии у РЖД всего два источника – тарифная выручка и бюджетные деньги», – объясняет эксперт.

Если сравнивать с автотранспортом, для содержания автодорог государство взимает транспортные налоги и тарифы по системе «Платон». Все остальное – дерегулировано, что и позволяет отрасли вести «ценовые игры», в то время как железная дорога вынуждена работать в жестких тарифных рамках и условиях ограниченной инфраструктуры.

В качестве примера демпинга со стороны автотранспорта А. Кириллова рассказала, что когда в сфере автомобильных грузоперевозок узнали об инициативе 50-процентного возврата тарифной ставки на контейнерную перевозку по ж/д из Ташкента в Москву грузополучателям и импортерам, автоперевозчики «уронили» ставки, таким образом забрав грузовую базу.

«А есть еще вода, которая в навигацию – самый дешевый вид транспорта. Там, где железная дорога конкурирует с водой, мы в навигацию будем иметь такие же «тарифные игры», как с автотранспортом круглый год», – подчеркивает А. Кириллова.

Соответственно, полное дерегулирование тарифов на контейнерные перевозки невозможно. Но баланс между регуляторной частью и желаниями рынка нужно находить с участием регулирующих органов и самого владельца инфраструктуры, а также пользователей услуг и сервисов.