Почему в Зауралье закрывают придорожные кафе
В Курганской области 76 из 161 объекта придорожного сервиса в нарушение закона работают без письменного согласия владельца автодороги, а значит, находятся под угрозой закрытия, а некоторые уже прекратили работу. Почему это происходит, выясняла корреспондент "РГ".
Предприниматель Андрей Кудрин рассказал "РГ", что его кафе стояло на 262-м километре федеральной трассы 20 лет, но недавно он был вынужден популярную точку общепита закрыть.
- Перед съездом к нашему кафе поставили дорожный знак "поворот направо запрещен". Теперь водители и пассажиры, которые были у нас частыми гостями, проезжают мимо, потому что другого подъезда к нашему кафе просто нет. Даже я не могу заехать в собственное заведение, не нарушив правила дорожного движения, - разводит руками предприниматель. - Естественно, кафе больше не работает. Чтобы вновь его открыть, необходимы техусловия и проект расширения дороги. Все это должны выполнить мы, что выливается в 15-18 миллионов рублей. Кроме того, я еще должен взять данный участок на обслуживание или платить за это. Но у меня маленькое заведение, мы не зарабатываем столько, чтобы окупить все расходы.
Тема придорожного сервиса в Зауралье поднимается не первый год. Предприниматели говорят о своих проблемах практически на каждой встрече с руководителями региона и надзорных ведомств. Не обошлось без острых вопросов и на круглом столе с участием прокурора области.
- Объективно в регионе почти нет качественного придорожного сервиса, но желание его развивать есть, - вступилась за малый бизнес глава региональной "Опоры России" Ольга Лютикова. - Одна из причин отставания - колоссальные затраты на строительство подъездов, съездов и примыканий. Крупные придорожные комплексы еще могут себе это позволить, но для "малышей" суммы неподъемные.
Независимо от того, когда был построен объект, он должен соответствовать действующим сегодня нормам
В управлении федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" поясняют: оборудованные съезды не прихоть, а требование закона. В данном случае законодатель не разделяет бизнес на крупный и малый - правила для всех одинаковы.
Дорожная сеть развивается и почти одновременно обрастает необходимой инфраструктурой: рядом с трассой появляются АЗС, гостиницы, пункты общественного питания, станции техобслуживания и другие необходимые автомобилистам объекты. Все они должны иметь связь с дорогой - примыкание. Однако для организации съезда необходимо получить письменное согласие собственника автодороги. Строго говоря, хозяин кафе или гостиницы должен иметь два разрешительных документа - на сам участок и на его примыкание к автодороге. Однако в Курганской области почти половина владельцев объектов дорожного сервиса в лучшем случае имеют только первый - разрешение на строительство на участке кафе или другого объекта, которое выдает муниципалитет. Некоторые ссылаются на то, что земля была выделена еще 30 или даже 40 лет назад, и новое строительство на ней не планируется, следовательно, предприниматели и не думали о необходимости получения дополнительных разрешений.
Однако это заблуждение, утверждают в ведомстве. Объекты придорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспорта, а также подъездами, съездами и примыканиями, чтобы к ним можно было безопасно подъехать с трассы. Если одна дорога примыкает к другой, подъезды и съезды должны иметь переходно-скоростные полосы и быть оборудованными специальными элементами, обеспечивающими безопасность дорожного движения. То есть независимо от того, когда был построен объект, он должен соответствовать действующим сегодня нормам. Кстати, местные власти тоже обязаны согласовывать выделение участка с собственником автодороги, чтобы не порождать в будущем проблемы. Но очень часто об этом забывают.
- Мы предупреждаем собственников обо всех предстоящих ремонтах и капремонтах трассы заранее, - подчеркивают в управлении дорог. - А дальше в соответствии с законом им нужно получить технические требования и условия на ремонт/капремонт/строительство примыкания к объекту дорожного сервиса и выполнить строительно-монтажные работы.
При этом в ведомстве заверили: несмотря на отсутствие у части владельцев письменных согласований, в Курганской области еще никого не отрезали от федеральной трассы барьерным ограждением, хотя в других регионах такие примеры уже есть. В Зауралье пока обходятся предупреждениями, предписаниями, стараются уладить проблему в досудебном порядке. Но если уж не получается, то материалы направляются в суд "для понуждения строительства примыкания". Что касается дорожных знаков, запрещающих поворот, как тот, о котором рассказал владелец кафе, то это, по словам сотрудников упрдора, дополнительная мера по обеспечению безопасности на участках, где съезд с дороги не предусмотрен проектом организации дорожного движения.
Конечно, строительство таких съездов - капиталоемкое мероприятие, соглашаются дорожники. Помочь в реализации подобных проектов предпринимателям может государство. Например, в Башкирии, которая является передовиком по развитию придорожного сервиса в России, действуют региональные меры поддержки, в частности, разработана целая концепция развития такого бизнеса (уже начал действовать обновленный документ, рассчитанный на 2025-2030 годы).
В Зауралье тоже есть целый ряд льгот и преференций для МСП. Но они в основном нацелены на поддержку тех, кто открывает или модернизирует какие-либо предприятия. Потратить такую субсидию на строительство съезда с федеральной трассы к своему кафе не получится, а целевой поддержки на это в бюджете Курганской области не предусмотрено. Но ведь придорожный сервис тесно связан с развитием других сфер - например, туризма, грузоперевозок и в итоге экономики региона в целом. Поэтому решать данный вопрос все равно придется, признали участники обсуждения.
Сегодня в области приоритет отдан многофункциональным зонам дорожного сервиса - большим площадкам, на которых водитель может воспользоваться целым комплексом услуг: отдохнуть, перекусить, заправить машину топливом, произвести необходимый ремонт и т. д. По всей видимости, мелким кафешкам и АЗС конкуренцию с ними не выдержать.