Автодорожники почтили память своих коллег, павших в годы войны

Воины-красноармейцы изо всех сил тянут тяжелые бревна, - бронзовый памятник навеки запечатлел события 83-летней давности, когда на западном оборонном узле семь дорожников, восстанавливавших переправу, ценой собственных жизней задержали противника, подходившего к столице. Их захоронение находится на 135 километре трассы М-1 "Беларусь", а мемориальный комплекс, посвященный их подвигу, - на 71-м километре этой дороги. Именно сюда почтить память воинов-дорожников, павших в боях за Родину, приехали их потомки - строители-автодорожники.

Автодорожники почтили память своих коллег, павших в годы войны
© Российская Газета

В апреле 1942 года дорожники восстанавливали переправу через ручей у деревни Цуканово в Можайском районе, в этот момент фашисты прорвали оборону и пошли на Москву. Дорожники бросили строительные работы и остановили противника, задержав их на этом месте и дав время и возможность передислоцироваться советским войскам. "Здесь мы традиционно каждый год чествуем те усилия, которые прикладывали транспортники и дорожники, чтобы наша страна победила", - сообщил замминистра транспорта Валентин Иванов.

Во время войны тысячи дорожников встали на защиту Родины, под огнем восстанавливали дороги, работали днем и ночью, чтобы обеспечить связь с фронтами. Они работали, вооружившись винтовками, топорами, кирками и лопатами. Прорубали просеки в лесах, укрепляли грунтовые дороги камнями, настилали бревна и доски в труднопроходимых местах, строили временные мосты через реки и деревянные дороги - так называемые "колонные" пути, которые используют всего пять-десять раз для пропуска колонн. Примеры их мужества - оперативно возведенная вокруг Москвы кольцевая военно-автомобильная дорога, ледовая военно-автомобильная переправа через Ладогу, дорога мужества между Старым Осколом и Ржевом.

"Победа куется не только в сражениях, но и под ногами, колесами, гусеницами танков и над водными преградами. Значимость каждой из единиц произведенных дорожниками работ соизмерима на фронте и в тылу", - отметил руководитель Росавтодора Роман Новиков.

Сегодня транспортники продолжают вносить вклад в изгнание врага с Курской земли и освобождении других российских территорий. Связь времен и поколений не прерывается, добавил Иванов.

"Дух победителей жив и передается из поколения в поколение. С 2022 года дорожники защищают рубежи нашей страны в новых регионах. Они восстанавливают дороги, возводят фортификационные сооружения. 23 человека, к сожалению, погибли", - рассказал председатель правления госкомпании "Автодор" Вячеслав Петушенко.

Всего, по его словам, полторы тысячи дорожников работают в новых регионах. "Каждый год строится по 700 километров новых дорог, восстанавливается по 20 мостов. Когда встала необходимость остановить врага на Курском направлении, дорожники выполнили свои задачи в кратчайшие сроки. Они идут впереди первых, потому что нужно проложить мосты, обеспечить проходы и пути для доставки боеприпасов", - добавил он.