Быстрая зарядка — быстрая смерть? Как ультрабыстрая зарядка ускоряет старение батарей электромобилей.

2025 год в Китае уже называют «годом сверхбыстрой зарядки»: почти все новые электромобили поддерживают зарядку от 120 кВт и выше, соответствующая инфраструктура ширится, а «заправка за 10 минут» становится привычной реальностью. Но вместе с удобством к пользователям приходит и беспокойство: не убивает ли это батарею? Ответ, как показывают исследования, объединенные обширной статьей в китайском паблике New Energy Vehicle News, тревожный — да, убивает, и довольно быстро. Ультрабыстрая зарядка = ускоренное старение Сравнение с телефонами оказалось справедливым: батареи электромобилей страдают от ускоренной зарядки так же, как и смартфоны. Разница в масштабах: стоимость замены тяговой батареи может достигать половины цены нового автомобиля. Пекинский владелец электромобиля Чжан Фэн говорит: «Мне предлагали заменить батарею за сумму, сравнимую с покупкой нового авто. Но ведь проблема возникла не по моей вине — я просто пользовался быстрой зарядкой, как рекомендовано». Для тех, кто использует машину интенсивно, например, для работы в такси, ультрабыстрая зарядка стала неизбежной частью жизни. Один из водителей заявил, что использует сверхбыструю зарядку более 100 раз в год, и уже заметил снижение запаса хода. Согласно опросу среди китайских таксистов, проезжающих более 100 км в день, через два года эксплуатации аккумулятор теряет до 15% «здоровья», и всё это напрямую связано с регулярным использованием зарядок мощностью от 120 кВт и выше. Что говорят учёные? Эксперименты и данные подтверждают: LiFePO4-батареи (литий-железо-фосфатные) рассчитаны на 3000–5000 циклов при умеренной зарядке. NMC-батареи (на основе никеля, марганца и кобальта) — около 2000 циклов. Но как только на сцену выходит ультрабыстрая зарядка, всё меняется. Исследования Университета Цинхуа показали: при зарядке выше 120 кВт цикл жизни батареи может сократиться на 40%. А как же гарантия? В Китае действует обязательная гарантия: 8 лет или 120 000 км на батарею и силовые компоненты. Однако, в реальности производители нередко вводят ограничения: Гарантия действует только при умеренной частоте быстрой зарядки (менее 200 раз в год); Не покрывается «естественное старение», на которое могут списать вообще любую деградацию АКБ. Гарантия теряется при неофициальном обслуживании, перепродаже или использовании в такси. Tesla, например, гарантирует сохранение не менее 70% ёмкости за 8 лет, но реальная замена батареи, если она всё же понадобится, может стоить до 40% от стоимости машины. В одном из недавних случаев китайский владелец получил счёт на 200 тысяч юаней (~2,5 млн руб.) за замену батареи — больше, чем остаточная стоимость автомобиля. Что делает индустрия? Автопроизводители пытаются бороться с последствиями технически. Вот что уже внедряется: Интеллектуальное охлаждение батареи — стабилизация температуры при зарядке посредством жидкостного охлаждения и новые типы электролитов; Режим защиты при «суперзарядке» — ограничение мощности при низком уровне заряда (до 60 кВт), чтобы избежать резких скачков температуры; Оптимизация BMS — системы управления батареей теперь активнее контролируют каждый этап зарядки; Преднагрев батареи в мороз — зарядка становится эффективнее и безопаснее. Некоторые производители уже встроили ограничения по току в сами зарядные станции: при низком или высоком уровне заряда ток автоматически снижается, что защищает батарею. Что делать владельцу? Профессор Пекинского университета Ци Лу советует: Использовать ультрабыструю зарядку не более чем в 40% случаев; Избегать быстрой зарядки при уровне ниже 10% и выше 90% — в этих зонах батарея особенно уязвима; По возможности отдавать предпочтение медленной ночной зарядке. Некоторые эксперты предлагают пойти еще дальше и внедрить систему аренды батарей, отделив батарею от собственности на автомобиль. Тогда владелец будет платить за километры, а не за износ — это снизит чувствительность к деградации и повысит доверие к электромобилям. Как считает профессор Ли Мин из Университета Цзилинь, вопрос не в технологии зарядки, а в балансе между удобством и сроком службы. Только внедрение систем «умной зарядки», прозрачных гарантийных условий и грамотное информирование потребителей поможет сделать сверхбыструю зарядку не угрозой, а преимуществом.

Быстрая зарядка — быстрая смерть? Как ультрабыстрая зарядка ускоряет старение батарей электромобилей.
© Allroader.ru