Таксистов в России пересаживают на отечественные машины
Обновлено в 18:50
Законопроект о локализации такси планируется принять 13 мая во втором чтении. Текст снова претерпел ряд изменений. Послабления, которые вносили по просьбе бизнеса, в итоге были убраны. Но появились новые. В чем главные опасения рынка такси?
Ко второму чтению в Госдуме законопроект дополнился парой поправок. Главное требование по баллам локализации — 3200 — осталось. Такой планке должны будут соответствовать все таксопарки. Это много — набирает такие баллы пока только продукция «АвтоВАЗа», а также, под вопросом, линейка «Москвича» и электромобили Evolute. Главных поправок ко второму чтению две: теперь срок вступления в силу не 1 октября этого, а 1 марта следующего года, также изменилась география. Комментирует автор и ведущий программ телеканала «Авто Плюс» Павел Федоров:
Павел Федоров автор и ведущий программ телеканала «Авто Плюс» «Во втором чтении еще есть изменение, что исключение будет для Дальнего Востока и для Калининградской области — из-за особенности и специфики регионов. В случае с Калининградом регион сильно отрезан от нас географически, плюс у них есть свой большой производитель «Автотор», у них взят давно вектор на электромобили. А логистика туда машин из России осложнена. То же самое с Дальним Востоком — у нас там производитель только «Соллерс», сейчас они делают коммерческий транспорт, легковушек не собирают. И получается, что туда тоже нужно машины везти отсюда, а это большое логистическое плечо. Однако от этой идеи никто не отказывается, просто ее откладывают. Дело в том, что у нас изначально предполагалось: 3200 баллов сейчас, потом четыре с лишним, потом вообще пять тысяч баллов локализации. Это было заложено в стратегии развития автопрома».
Надо отметить, что для Калининграда и Дальнего Востока требование по локализации не отменяется, а переносится — до 2028-го и 2030 года соответственно. Еще авторы законопроекта учли недавнее предложение РСПП — допускать в таксопарки автомобили, собранные в рамках специнвестконтрактов. Это здорово расширило возможный модельный ряд: в него добавилась линейка брендов Haval, BAIC, SWM, Foton, Dongfeng, Jetour. Подходит еще и кроссовер-гибрид Voyah Free за 5 млн рублей — подойдет в «Комфорт+».
В первую очередь законопроектом собираются поддержать, конечно, «АвтоВАЗ». Однако продукция концерна и так допущена к агрегаторам с 2021 года и результат пока удручающий, говорит руководитель таксопарка Next Евгений Ермолаев:
Евгений Ермолаев руководитель таксопарка Next «От эксплуатации 100 машин в течение трех лет мы получили убыток около 60 млн рублей. Автозапчасти производимых у нас автомобилей стоят в три-четыре раза дороже, чем корейские. На машине пробег 2 тысячи километров, а руль смотрит влево — то есть дефект рулевой рейки налицо. Замена этой рулевой рейки стоит в районе 120 тысяч рублей. Невозможно вести бизнес на машинах, которые несут такие огромнейшие убытки. Если автомобили качественные — неужели нужно принимать закон? Мы бы и так эти автомобили брали. Цена машины чересчур завышена. Если мы ее в 2021 году покупали по 850 тысяч, а на сегодняшний день она стоит 2 млн 300 тысяч, вы серьезно? А тарифы на поездки в такси не выросли настолько».
Критиковали законопроект о локализации такси отовсюду — в Минпромторге, РСПП, «Деловой России» и ФСБ. Были претензии к текущей редакции даже у Государственного правового управления президента. В итоге были отклонены все предложения, которые вносило правительство. Кабмин предлагал не применять для машин такси балльную систему оценки локализации и дать регионам право устанавливать минимальную долю собранных в России автомобилей. Например, чтобы машина подходила для такси, достаточно было наладить ее крупноузловую сборку. Все это не прошло. Есть еще одно критичное требование — законопроект запрещает подработку на собственных автомобилях, если они не проходят по локализации. В союзе «Цифровой мир» посчитали, что запрет коснется 2,5 млн водителей, в основном в регионах, где на своих машинах совершается до 95% перевозок. Есть тут, впрочем, послабление, говорит автоэксперт Игорь Моржаретто:
Игорь Моржаретто партнер аналитического агентства «Автостат» «Там, насколько я понял, пока в проекте все-таки есть некоторые допущения: можно работать на автомобилях, которые были приобретены до вступления в силу этого закона. Но сколько этих автомобилей и как долго они еще проживут — сложно сказать. Поэтому непосредственно запрета нет, «завтра мы уже не работаем» — такого нет. Но когда будут приобретаться эти автомобили для работы в такси, допустим, в следующем году, уже надо будет выполнять требования закона — а они достаточно жесткие».
В «Яндекс Go» в разговоре с «Бизнес FM» подтвердили, что абсолютное большинство автомобилей, поступающих в такси, не подходит под условия законопроекта. Для восполнения дефицита в такси потребуются сотни тысяч российских автомобилей ежегодно — сейчас уровень лишь в 40-60 тысяч машин. «Яндекс» предлагает перенести вступление законопроекта в силу, чтобы дать больше времени производителям и таксопаркам.