Mitsubishi: в России 75% взрывоопасных подушек Takata все еще в автомобилях
В конце этого февраля подушка безопасности японской компании Takata в автомобиле Honda City 2009 года выпуска пробила сонную артерию российскому туристу на Филиппинах. Мужчина стал инвалидом, вдобавок его не могут перевезти в Россию. Семья готовит иск к Honda, поскольку в момент легкого ДТП из раскрывшейся подушки вылетел осколок детали, сообщает SHOT. В России ситуация с подушками Takata куда опаснее, чем может показаться. "Под действие кампаний, связанных с заменой газогенераторов модулей подушек безопасности или модулей в сборе, попадает несколько моделей (Lancer, Pajero, L-200 и Galant). В общей сложности более 200 тыс. автомобилей. К сожалению, на текущий момент отремонтировано менее 25% от общего количества", - рассказали "Газете.Ru" в пресс-службе Mitsubishi в России. Не завершена отзывная кампания по замене подушек Takata и в автомобилях Toyota. Тем не менее эта японская корпорация бесплатно отремонтировала в России 148,6 тыс. машин, сообщили "Газете.Ru" в ООО "Тойота Мотор". "На сегодняшний день замена осуществлена не на всем объеме подпадающих под отзывную кампанию транспортных средств в связи с тем, что, к сожалению, часть клиентов по независящим от ООО "Тойота Мотор" и дилеров причинам самостоятельно не обратилась в дилерские центры для выполнения замены, несмотря на общедоступную информацию о необходимости прохождения сервисной кампании", - сообщили "Газете.Ru" в российском представительстве Toyota в ответ на вопрос о причинах, по которым ремонт машин до сих пор не проведен. И в Mitsubishi, и в Toyota подчеркнули, что ~после 2022 года работы в рамках отзывных кампаний не прерывались~, несмотря на введенные санкции и прекращение официальных поставок новых машин. На глобальном рынке отзывные кампании из-за подушек безопасности Takata, способных нанести увечья водителю и пассажирам, инициировала и компания Suzuki. Однако в России автомобили с такими подушками не продавались, заверили "Газету.Ru" в пресс-службе "Сузуки Мотор Рус". "У нас не было такой отзывной кампании и не будет, потому что для нашего рынка не производились автомобили Suzuki с подушками от Takata", - рассказали в пресс-службе. Смертельные подушки Takata стоят также в машинах Mercedes-Benz, BMW, Subaru, Mazda, Ford, Chrysler, Kia, Hyundai, Volkswagen, Audi, Nissan, Jaguar, Jeep, Land Rover, Lexus и ~даже в самых популярных моделях отечественных автогигантов.~ По всему миру насчитывается свыше нескольких десятков подтвержденных смертельных случаев из-за этих подушек. В России ситуация усугубляется тем, что не отслеживается связь между авариями и источником получения травмы водителей и пассажиров, как это делается, например, в США. Что за Takata? Японский поставщик автокомпонентов Takata начал производство подушек безопасности в 1988 году и к 2014-му занял 20% мирового рынка. Впервые об опасности подушек Takata стало известно в 2004 году, когда водитель Honda Accord получил травмы после срабатывания такой подушки из-за разлетевшихся по салону острых осколков. Оказалось, что в определенных климатических условиях вещество, заложенное в газогенератор, деградирует, и его взрыв способен разрушать корпус. В результате острые обломки разлетаются по салону, словно шрапнель. В 2009 году в США из-за подушки погиб водитель. Национальное управление безопасностью движения на трассах (NHTSA) начало расследование, которое привело к отзыву 500 тыс. автомобилей. К 2015 году число отозванных по всему миру машин превысило 30 млн, еще 40 млн отозвали после дополнительных расследований. В общей сложности отзыв затронул более 100 млн автомобилей 34 марок по всему миру, ситуация с Takata стала крупнейшей отзывной кампанией в автоиндустрии, а сам японский производитель компонентов обанкротился. Что отзывали в России Наряду с другими странами мира, отзывали машины с подушками Takata и в России. В частности, в феврале 2019 года Росстандарт объявил отзыв 84,3 тыс. автомобилей Toyota и Lexus, проданных с 2011 по 2018 год. Он затронул, в частности, модели Toyota Hilux, Auris и Corolla. У Lexus отозвали ES350, GX 460, IS250, IS250C, IS-F. В декабре того же 2019 года Росстандарт объявил об отзыве 42,1 тыс. автомобилей Subaru, выпущенных с 2005 по 2011 год. Он затронул модели Tribeca, Legacy, Outback, Impreza, WRX и Forester. По состоянию на конец 2019 года в России эксплуатировалось ~1,5 млн машин с потенциально опасными подушками~, говорил замглавы Росстандарта Алексей Кулешов. Тогда же в России было отозвано 4,4 тыс. BMW 3 Series 5 Series, выпущенных в 2000–2002 годах. В начале 2020-го отозвали еще 1,7 тыс. BMW 3 Series поколения E46, выпущенных в 1998–2000 годах. "Газета.Ru" направила в Росстандарт вопросы об актуальном положении дел с выполнением отзывной кампании по машинам с подушками Takata, на момент публикации ответ в редакцию не поступил. Серые без сервиса Подход к решению проблемы с подушками Takata в России разнится в зависимости от производителя. На горячей линии Subaru заверили корреспондента "Газеты.Ru", что сервисная акция распространяется в том числе на машины, ввезенные в страну неофициально. На горячей линии BMW в России, напротив, предупредили, что бесплатная замена подушек Takata полагается только автомобилям, произведенным в России или официально ввезенным на территорию нашей страны. В случае, если автомобиль произведен для другой страны, замену подушки пообещали сделать только за деньги. "Газета.Ru" направила в представительства Subaru и BMW вопросы о ходе исполнения отзывных кампаний Takata, на момент публикации ответы в редакцию не поступили. Все уже забыли По мнению вице-президента "Национального автомобильного союза" Антона Шапарина, в том, что лишь малая часть российских владельцев потенциально опасных машин обратились к дилерам для устранения дефекта, связана с плохим информированием граждан о проблемах с подушками Takata. "Я думаю, что большинство людей, имеющих машины с такими подушками, вообще не в курсе, что такое Takata и отзывная кампания. Масштабного полноценного информирования не предпринимается: если кто-то выложил новость на сайте Росстандарта, это не значит, что россияне начинают свой день с чтения этого сайта", - заявил Шапарин "Газете.Ru". Для того, чтобы автомобилисты активно обращались за ремонтом, необходимо давать скидки на техобслуживание и расходные материалы при посещении дилерского центра в рамках отзывной кампании, такой подход практиковала Honda, привел пример эксперт. "Правильный подход — когда машина с проблемным узлом, связанным с безопасностью, обслуживается вне зависимости от того, кто, как и где ее приобрел, как привез. А помимо информирования граждан важно применять к производителю репрессивные меры от государства, чтобы он заинтересовал своих клиентов приехать к дилеру", - заключил Шапарин. Малый процент отремонтированных машин с потенциально опасными подушками Takata связан с тем, что в России эти автомобили эксплуатируются вне крупных городов, а их владельцы беспечно относятся к безопасности, полагает партнер аналитического агентства "Автостат" Игорь Моржаретто. "Про отзывную кампанию Takata давно все забыли, кто смог — тот и приехал. У нас наблюдается вечная вера в авось. Большинство владельцев этих машин живет не в крупных городах и обслуживается не у дилеров", - перечислил Моржаретто в беседе с "Газетой.Ru". На периферии посещение дилера само по себе представляет проблему, трату времени, а кроме того, многие владельцы старых машин просто не заходят на сайты автопроизводителей, резюмировал он.