В какую страховую обращаться при ДТП пострадавшему по ОСАГО: свою или виновника аварии

СодержаниеЧто признается страховым событием по ОСАГОКто обращается в страховую при ДТП: виновник или потерпевшийКуда обращаться в случае ДТП по ОСАГО пострадавшему водителюКогда можно обратиться в свою страховую по ОСАГОКогда обращаться в страховую виновникаСрок обращения в страховую компанию после ДТП по ОСАГОДокументы для обращения в страховую после ДТПКак обратиться в страховую после ДТП: порядок действийЧто делать, если у виновника нет страховкиЧасто задаваемые вопросыПо какому закону после ДТП обязательно уведомлять страховую?Как узнать, в какую страховую ехать после ДТП?Какой срок обращения в страховую после ДТП?Нужно ли уведомлять страховую, если ты виновник ДТП?Что делать, если я пропустил срок обращения в страховую при ДТП?
После аварии водители пребывают в стрессе и не знают, в какую компанию заявлять о происшествии. Вместе с экспертами выясняем, в какие сроки и куда обращаться после ДТП по ОСАГО пострадавшему и виновному лицу.
Что признается страховым событием по ОСАГО
Страховым событием считается случай, при котором водитель, вписанный в действующую страховку, причиняет ущерб третьим лицам при использовании ТС. Ущербом является вред имуществу, жизни и здоровью людей. Повреждение собственного автомобиля страховым событием не признается.
Если виновный водитель успел оформить полис к моменту аварии и его вина доказана, его страховщик компенсирует ущерб потерпевшему. Свой автомобиль придется восстанавливать за свои деньги. Если виноваты оба участника, возмещать убытки их СК будут соразмерно степени виновности водителей.
Кто обращается в страховую при ДТП: виновник или потерпевший
Если участники оформляют электронный европротокол, он сразу появляется в базе РСА и автоматически передается страховщикам.
Дополнительно сообщать о ДТП в этом случае не нужно. А если аварию оформляют инспекторы ГИБДД или стороны заполняют бумажный европротокол, нужно сообщать о происшествии СК. Уведомлять об инциденте должен и виновник, и потерпевший.
Виновный водитель сообщает о происшествии в свою СК.
– Водитель обязан уведомить свою СК в течение 5 рабочих дней после происшествия, – говорит эксперт по финансовым продуктам «ВсеЗаймыОнлайн» Софья Игумнова. – Это важно даже при наличии европротокола. Нарушение срока может привести к регрессному иску: страховщик выплатит потерпевшему, но потом взыщет сумму с виновной стороны.
Куда обращаться в случае ДТП по ОСАГО пострадавшему водителю

Второй участник имеет право на обращение после ДТП как в страховую виновника, так и в свою компанию. Данная возможность у автомобилистов появилась с 2017 года.
Выплата, которая производится потерпевшему при обращении в свою страховую после ДТП, называется прямым возмещением убытков (ПВУ).
– Это система, при которой СК осуществляет выплату компенсации, а затем взыскивает убытки с виновной стороны, – комментирует эксперт по финансовой логистике и трансграничным расчетам Александр Вайс. – Согласно статистическим данным, приблизительно 30% аварий в Российской Федерации оформляются с использованием механизма ПВУ, что существенно сокращает время получения выплаты.
Страховая компания виновного возмещает ущерб, нанесенный пострадавшим участникам, которые обратятся за прямым возмещением убытков в соответствии с условиями полиса ОСАГО.
Когда можно обратиться в свою страховую по ОСАГО
Заявление на возмещение ущерба подается своему страховщику, если обстоятельства отвечают требованиям ПВУ. Все случаи перечислены в ч. 1 ст. 14.1 ФЗ №40. Вот что говорит Софья Игумнова.
– Потерпевший вправе взыскать ущерб в страховой виновного лица. Однако если у него есть полис и инцидент произошел на территории РФ, он может рассчитывать на выплату в своей страховой при одновременном соблюдении следующих условий:
Авария произошла с участием двух автомобилей.Оба водителя – граждане РФ, у обоих есть действующий полис.Вред причинен только имуществу (не здоровью).
Пострадавший может подать заявление в свою страховую компанию, даже если не он виновен.
Когда обращаться в страховую виновника

Если хотя бы одно из условий для ПВУ не соблюдается, документы на компенсацию ущерба подается в СК виновной стороны.
– Если пострадали только транспортные средства и все участники имеют полисы, потерпевший уведомляет свою страховую компанию. Это значительно ускоряет процесс возмещения ущерба. Однако если причинен вред жизни или здоровью, пострадало иное имущество (например, здания или имущество третьих лиц) либо один из участников не застрахован, следует связаться с СК виновника ДТП, – поясняет эксперт в сфере урегулирования убытков Владимир Тюрин.
Если обстоятельства отвечают требованиям прямого возмещения убытков, но компания потерпевшего обанкротилась или лишилась лицензии, допускается подача заявления в СК виновного лица (п. 9 ст. 14.1 ФЗ №40).
Обращение к страховщику второго участника также допускается при ухудшении здоровья, наступившем после уведомления своего страховщика (п. 3 ст. 14.1 ФЗ №40).
Срок обращения в страховую компанию после ДТП по ОСАГО
Заявлять об инциденте лучше сразу. Документы на компенсацию необходимо подавать не позднее 5 дней с момента происшествия (п. 3.8 ФЗ №40). Данное требование актуально для аварий, оформленных по бумажному европротоколу или с участием дорожных полицейских.
В течение 5 дней также нужно отправить машину на осмотр. Если она сильно повреждена и на ней невозможно ездить, можно вызвать оценщика СК на место стоянки. Самостоятельно ремонтировать авто до осмотра запрещается.
Если на установление виновности требуется больше времени, подача заявления возможна в более поздние сроки. Страховщик обязан принять документ, так как срок исковой давности составляет три года. По истечении трех лет отказ в выплате считается правомерным.
Документы для обращения в страховую после ДТП

До того, как обратиться в страховую компанию по ОСАГО после ДТП, пострадавшему следует подготовить пакет документов.
В зависимости от обстоятельств список может состоять из следующих документов:
общегражданский паспорт;водительское удостоверение;заявление на выплату компенсации;свидетельство о регистрации ТС;полис обязательного страхования;извещение о дорожно-транспортном происшествии;заключение независимого эксперта;протокол, заполненный инспекторами ГИБДД;документ с банковскими реквизитами;медсправка, подтверждающая травмы и состояние потерпевшего;фото, видео, показания свидетелей.
Рассмотреть документы и дать ответ СК обязана в течение 30 дней.
Уведомлять страховую после ДТП должен не только пострадавший, но и виновник.
– Это необходимо сделать, если авария оформлена по европротоколу, – разъясняет Владимир Тюрин. – Уведомить свою страховую нужно письменно, в течение 14 дней с момента происшествия. Важно не ремонтировать транспортное средство в это время, так как страховщик может назначить осмотр автомобиля.
Как обратиться в страховую после ДТП: порядок действий

Порядок обращения в страховую после ДТП следующий.
Позвонить в СК. Это необходимо сделать сразу после аварии. Номер горячей линии указывается на бланке страхового полиса. Оператор сориентирует по дальнейшим действиям.Подать заявление на выплату ущерба. Если авария оформлялась через электронный европротокол, можно подать документы через сайт или мобильное приложение СК. Если нет, нужно приехать в офис. Специалисты примут страхователя в порядке живой очереди. Если водитель приехал на битой машине, ее могут сразу осмотреть.Дождаться оценки ущерба и получить компенсацию. Ущерб компенсируют в виде ремонта или денежной выплаты. Стандартный срок – 20 дней с момента подачи заявления. За затягивание сроков можно потребовать неустойку.
Компании не всегда справедливо устанавливают стоимость ремонта, и выплаты с учетом износа авто не всегда хватает покупку новых запчастей. Если водителю покажется, что сумма сильно занижена, он может направить претензию в СК. Если ее не удовлетворят – подать жалобу в службу финансового уполномоченного.
Что делать, если у виновника нет страховки
Если у виновного участника нет страховки, потерпевший не получит возмещение.
– Требовать компенсацию ущерба придется напрямую с него, включая возможность судебного разбирательства, – констатирует Александр Вайс.
Можно урегулировать вопрос на месте. Если водитель не может отдать всю сумму, необходимо взять с него расписку. Если договориться не получается, следует вызвать ГИБДД. Если и в этом случае диалог не складывается – потерпевший вправе подать иск в суд.
Бывают ситуации, когда водители покидают место аварии.
– Если виновник скрылся с места происшествия, потерпевший должен взыскать убытки в своей страховой компании. Однако важно отметить, что возмещение ущерба возможно только после того, как виновный водитель будет найден, и будет подтверждено, что он застрахован по ОСАГО, – добавляет Владимир Тюрин.

Если водителя не найдут или у него не будет страховки, потерпевший получит компенсацию от РСА.
– РСА компенсирует вред здоровью, а ущерб автомобилю – только при наличии полиса каско, – говорит Софья Игумнова. – Для выплаты потребуется справка от ГИБДД о том, что водитель скрылся.
Еще один случай, когда убытки компенсирует РСА, банкротство и отзыв лицензии у СК.
Часто задаваемые вопросы
По какому закону после ДТП обязательно уведомлять страховую?
Сообщать о наступлении аварии требует ФЗ №40 «Об обязательном страховании владельцев ТС». О случившемся страхователь обязан уведомлять не позднее 5 суток.
Как узнать, в какую страховую ехать после ДТП?
Если столкнулись два автомобиля, надо ехать в свою СК, с которой заключен договор страхования ответственности.
Какой срок обращения в страховую после ДТП?
Уведомить стоит в самые короткие сроки, например, в момент оформления происшествия. Можно позвонить на горячую линию или отправить сообщение через мобильное приложение.
Нужно ли уведомлять страховую, если ты виновник ДТП?
Да, но только для уведомления об инциденте. Ремонт автомобиля виновное лицо осуществляет за свой счет.
Что делать, если я пропустил срок обращения в страховую при ДТП?
Заявления принимаются максимум до трех лет. В случае, если время упущено, ремонтировать машину придется самостоятельно.
Автор: Ирина Сапунова