Цифровизация на службе у экологии: как в Москве фиксируют нарушения при перемещении строительных отходов

<p>Инспекторы Департамента природопользования и охраны окружающей среды совместно с Центром организации дорожного движения (ЦОДД Москвы) внедрили новые технологии для усиления контроля за обращением с отходами.</p> <blockquote><em>«Тщательный контроль за перемещением отходов строительства и сноса, промышленного и бытового мусора с использованием информационных систем необходим для поддержания благоприятной городской среды. </em><em>Так, за несколько дней в конце марта было вынесено 178 постановлений о нарушении порядка обращения с отходами строительства и сноса</em>, — рассказала руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы <a href="https://www.mos.ru/eco/"><strong>Юлия Урожаева</strong></a>. — <em>Благодаря комплексам фотовидеофиксации, инспекторам удается быстро установить факт нарушения, собрать доказательную базу. Цифровизация увеличивает скорость процесса и делает его прозрачным».</em></blockquote> <p>Установка 40 камер фотовидеофиксации была завершена ЦОДД в декабре 2024 года. Камеры установлены на маршрутах движения перевозчиков и сами определяют с помощью нейронных сетей, что это грузовой автомобиль и распознают его груз. Если это строительный мусор — осуществляется проверка в автоматизированной системе АИС ОССИГ — Автоматизированной информационной системе «Отходы строительства, сноса и грунта», которую создали для контроля за перевозкой отходов и правильностью их утилизации. В случае если грузовой автомобиль не зарегистрирован в ней, формируется признак нарушения.</p> <blockquote>«<em>Мы продолжаем совершенствовать системы фотовидеофиксации по поручению <a href="https://t.me/mos_sobyanin/13354">Мэра Москвы</a>.</em> <em>Теперь камеры ЦОДД умеют выявлять 65 видов нарушений. В январе 2025 года после 6-месячного эксперимента на дорогах Москвы 40 камер начали распознавать нарушения несанкционированного вывоза строительного мусора. Такая инновация позволит сохранить благоприятный уровень экологической обстановки в городе</em>», — добавил заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности <a href="https://www.mos.ru/dt/"><strong>Максим Ликсутов</strong></a>.</blockquote> <p>Как отметили в <a href="https://www.mos.ru/dit/">столичном Департаменте информационных технологий</a>, АИС «ОССиГ» позволяет контролировать процесс движения спецтехники со строительными отходами на всех этапах. Сведения об объекте вывоза и типе отходов вносятся в систему с помощью мобильного приложения «Мобильный КПТС». Оно также позволяет сфотографировать машину, чтобы система распознала ее номер и сверила с информацией в заявке на рейс, и груз, находящийся в кузове. При этом искусственный интеллект проверит, накрыт ли груз тентом. Контролировать маршрут машины позволяют установленные на ней датчики. При въезде на пункт приема отходов камеры контрольно-измерительных пунктов распознают номер автомобиля, а специальное оборудование определяет массу привезенного груза.</p> <p>В природоохранном ведомстве напомнили, что несоблюдение ст. 8.17 «Нарушение порядка обращения с отходами строительства и сноса» КоАП Москвы влечет наложение административного штрафа: на горожан в размере от двух до трех тыс. рублей; на должностных лиц — от 15 до 30 тыс. рублей; на юридических лиц — от 100 до 250 тыс. рублей.</p> <p>Повторное совершение административного правонарушения влечет увеличение административного штрафа: на горожан в размере от трех до пяти тыс. рублей; на должностных лиц — от 30 до 40 тыс. рублей; на юридических лиц — от 250 до 300 тыс. рублей.</p>

Цифровизация на службе у экологии: как в Москве фиксируют нарушения при перемещении строительных отходов
© Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы