Минтранс разъяснил поправки для водителей о встрече с машинами со спецсигналами
Минтранс опубликовал для обсуждения проект изменений в Правила дорожного движения, уточняющий действия водителей при пропуске автомобилей со спецсигналами - скорой помощи, пожарных, полиции и других служб. Кроме того, в ПДД впервые предложили внести определение детского удерживающего устройства.
Начнем с азов. Машинам с проблесковым маячком и включенными спецсигналами надо уступать дорогу. Но есть серьезные условия: водители машин со спецсигналами должны убедиться в том, что их пропускают.
Однако возникали некоторые непонятки. Например, в ПДД прописано, что при приближении такого автомобиля водитель не должен совершать маневр, то есть перестраиваться в другую полосу. Все это прописано в Правилах. Кроме того, там указанно, что водитель должен не менять скорость и направление движения. Да и даже остановиться у него не получится, поскольку скорость он изменять не может. Это называется уступить дорогу сейчас. Поэтому Минтранс внес свои поправки, уточняющие ПДД: кто, кому должен уступать и в каких случаях.
Как говорится в пояснительной записке к проекту, в стране ежегодно фиксируется более 100 тысяч случаев непредоставления преимущественного проезда спецтранспорту. Из них около 60% приходится на машины скорой помощи, 30% - на пожарные и 10% - на полицейские автомобили. Более всего таких случаев происходит в Москве и Подмосковье. Из-за игнорирования некоторыми водителями требования уступить дорогу задержка прибытия скорой помощи может составить 5-10 минут, а пожарных - 7-15 минут.
"Каждая минута задержки экстренных служб - это риск для человеческой жизни. Новые правила, c одной стороны, помогут различным службам быстрее добираться до тех, кто в беде, а с другой - четко определят действия водителей, что исключит необоснованные претензии к ним", - пояснили в пресс-службе Минтранса.
Сейчас, согласно ПДД, водитель обязан уступить дорогу спецтранспорту. При этом разъяснений, как именно и в каком случае он должен это сделать, нет. В Минтрансе полагают, что из-за отсутствия точных указаний могут возникать опасные и спорные ситуации на дороге. Новые нормы направлены на исключение необоснованного непропуска спецтранспорта и на недопущение излишних претензий к водителям.
В проекте изменений водителям предписано уступить дорогу или освободить полосу (ряд) проезжей части, если к ним приближается спецавтомобиль, и принять для этого все необходимые меры: перестроиться на соседнюю полосу, в соседний ряд или съехать на обочину.
"Выполнение данного маневра будет означать, что водитель полностью исполнил свои обязанности и не подлежит привлечению к административной ответственности. При этом в случае, если спецтранспорт едет по соседней полосе, то водителю достаточно не создавать ему препятствий", - пояснили в Минтрансе.
Понятно, что поправки в Правила пытались объяснить водителям, что при приближении машины с мигалками надо освободить полосу. Более точное уточнее норм действующих Правил, конечно, требуется. Но появляются новые условия.
Водителям запрещается выполнять опережение автомобиля с включенными проблесковыми маячками синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом и сопровождаемое им транспортное средство, "двигаться в непосредственной близости от них по соседним полосам (рядам) движения с их скоростью движения, создавать помехи, препятствовать их организованному движению".
Напомним, что обгон - это выезд на встречную полосу. А опережение - это когда вы двигаетесь по своей полосе.
Предложенные поправки также касаются безопасности детей в автомобилях. Там указано, что под детской удерживающей системой (устройством) следует понимать конструкцию, предназначенную для перевозки ребенка в транспортном средстве в целях снижения риска причинения вреда жизни и здоровью. Из этого определения исключаются "лямки, гибкие элементы с пряжками, адаптеры, фиксаторы, накладки на ремни безопасности и другие аналогичные предметы".
"Вводится определение детских удерживающих систем, с целью исключения случаев использования устройств, не выполняющих функцию дополнительной защиты ребенка и не соответствующих нормативным требованиям. Это поможет снизить риски для детей в случае ДТП - некачественные удерживающие устройства могут привести к трагическим последствиям", - отметили в Минтрансе.
В ведомстве также напомнили, что требования к детским удерживающим системам определены Правилами ООН № 44. Кроме того, Минпромторг разработал проект изменений в техрегламент, в том числе предусматривающий установление требований в отношении детских удерживающих систем.