Водители и агрегаторы уже нашли лазейку в новом законе о локализации такси
Новые требования к таксопаркам Госдума приняла жесткий закон о локализации такси: с 1 марта 2026 года (для Дальнего Востока – с 2030-го) в реестр ФГИС «Такси» можно будет вносить только автомобили с 3200 баллами локализации или по СПИКу после 2022 года. По факту это означает запрет на 95 % машин – в белом списке лишь Lada Vesta/Granta, Moskvich 3/6, Evolute и пара моделей Xcite. При этом в системе сегодня зарегистрировано 670 тысяч авто, а ежегодно нужно обновлять 134 тысячи машин (износ + аварийность в семь раз выше обычного). Закон должен стимулировать отечественный автопром, но создает парадокс: таксистам недоступны кредиты на новые Lada (от 1,5 млн руб), а агрегаторы уже тестируют схему «аренды с водителем» через ИП – это легальный обход требований, ведь такие поездки не считаются такси. Что мешает таксистам перейти на разрешенные модели Для таксистов ключевыми требованиями к автомобилям остаются низкая цена, надежность, доступность запчастей, простота обслуживания и выгодные лизинговые условия. По мнению общественника и автоэксперта Петра Шкуматова, новый закон о локализации, предписывающий использование исключительно российских моделей, вступает в противоречие с экономическими реалиями профессии. Основная проблема заключается в финансовой недоступности разрешенных автомобилей – например, новая Lada Vesta стоит от 1,5 млн рублей, что для большинства самозанятых таксистов является неподъемной суммой, особенно с учетом отсутствия специальных кредитных программ и государственных субсидий. При этом рыночная конкуренция вынуждает водителей искать наиболее экономичные варианты, которыми чаще оказываются подержанные иномарки, а не новые отечественные автомобили. В обход закона Вопреки задумке законодателей, рынок такси стремительно уходит от требований нового закона через массовый перевод заказов в формат аренды с водителем. Как пишет портал «За рулем», уже сегодня до 80 % поездок оформляются через эту схему, позволяя водителям работать на любых автомобилях – достаточно лишь зарегистрировать ИП. Пионером изменений стал сервис Maxim, доказавший жизнеспособность модели. Для пассажиров все остается привычным: те же приложения, аналогичные тарифы и уровень сервиса, хотя юридически это уже не услуги такси. Агрегаторы формируют двухуровневую систему: в узком премиум-сегменте (5–10 % заказов) сохранится легальное такси с российскими автомобилями, тогда как основной поток переводится в арендную схему, не требующую ни специальных разрешений, ни цветографики, ни определенных моделей авто. Уже к 2027 году эксперты прогнозируют полное доминирование «серой аренды», что ставит под вопрос саму возможность реализации изначальных целей реформы. Ранее сообщалось, что ожидается значительное подорожание такси. По оценкам экспертов, цены могут вырасти на треть. В целом полный переход такси на российские автомобили в ближайшем будущем маловероятен из-за огромных затрат для всего такси-бизнеса. В некоторых случаях обновление автопарка будет постепенным, а в других нереализуемым. Например, на Дальнем Востоке подавляющее большинство таксистов работает на иномарках. Фото: ФедералПресс / Вытольский Виктор