Москва может передать передовые технологии на транспорте в регионы

Умные светофоры, оплата проезда транспортной, банковской картой и даже "лицом", прогноз прибытия автобусов на остановках, - все то, к чему уже привыкли жители столицы, во многих регионах кажется несбыточной мечтой. Разрыв в транспортных технологиях обсуждают на разных уровнях и, возможно, уже осенью Москва начнет делиться передовыми изменениями.

Москва может передать передовые технологии на транспорте в регионы
© Российская Газета

С тем, что инновации и современные технологии делают поездки в общественном транспорте более комфортными, никто не спорит. Однако есть регионы, где до сих пор не могут уйти от оплаты наличкой. "Каждый регион ищет свою систему оплаты безналичным путем. Банки предлагают свою систему и взимают за пользование этой системой достаточно серьезный процент за каждую транзакцию. Не каждый регион может себе позволить купить такую программу или ее разработать", - заявил сенатор Игорь Тресков на заседании в Совете Федерации. Заместителю министра транспорта, экс-губернатору Новгородской области Андрею Никитину он задал вопрос: почему нельзя сделать единую IT-программу на всю страну и предоставить ее регионам безвозмездно? Или сделать так, чтобы в автобусе, приобретаемом через льготный лизинг, сразу было бы установлено соответствующее программное обеспечение и валидатор. И почему бы программу, контролирующую соблюдение расписания и дающую прогноз прибытия автобусов, не распространить на все регионы?

Никитин сначала ответил, как бывший губернатор, - не все регионы хотят использовать спущенные с федерального уровня программы. А как представитель минтранса добавил - разрабатывать системы для общественного транспорта - это региональные полномочия, и если минтранс начнет этим заниматься, то "уйдет в нецелевые расходы". При этом саму проблему он не отрицает и решение видит в большем информировании представителей регионов о том, что есть в Москве, что можно было бы перенять, а что получить бесплатно.

Замглавы минтранса заверил, что это может произойти уже этой осенью. На форум "Цифровая транспортация", который пройдет в октябре, пригласят замов глав регионов по транспорту и представят им некую "панель достижений". Он пояснил, что часто программное обеспечение продается сначала субъекту, который платит за его разработку и покрывает основные затраты, а потом другие субъекты могут приобрести его уже по более доступной цене.

О том, что этот форум станет прекрасной площадкой для обсуждения успешных примеров цифровизации на транспорте, сказала и директор Ассоциации "Цифровой транспорт и логистика" Полина Давыдова. "Я убеждена, что успешный опыт цифровизации необходимо тиражировать в регионы. Это позволит повысить транспортную доступность в нашей стране и станет стимулом для развития внутреннего туризма", - заявила она на конференции "Цифровая индустрия промышленной России".

Руководитель столичного Центра организации дорожного движения Михаил Кизлык на этой же конференции подтвердил готовность Москвы делиться своими наработками, в том числе бесплатно. Он сообщил, что сейчас в столице действует около 40 различных информационных систем, которые позволили решить многие транспортные проблемы. Так, в 2010 году 10-балльные пробки фиксировались 37 раз, а в прошлом году был только один такой день - перед новогодними праздниками. "Достичь этого удалось, наверное, за счет внедрения современных технологий контроля за инфраструктурой, ну и светофоры стали умнее", - подчеркнул он.

Кизлык уточнил, что "умный светофор" - это не тот, который сразу же переключается, когда пешеход нажимает на кнопку, чтобы перейти дорогу. Он подключен к камере, и если она "видит" только одного пешехода, его игнорируют, а вот когда набирается три-четыре - для них загорается зеленый свет.