Век такси: от первых «французов» до локализации

Десять лет готовили закон о такси, и после его принятия в 2023 году он работает хорошо, рапортуют власти. Количество зарегистрированных в госреестрах перевозчиков неуклонно растет, рынок выходит из тени, поездки становятся безопаснее. Слабым звеном в этой цепочке пока остаются службы заказа, они же информационные сервисы, они же агрегаторы, которые не несут должной ответственности ни перед пассажирами, ни перед водителями, считают парламентарии и эксперты. Поэтому следующим шагом должно стать введение ответственности для агрегаторов, считают в Госдуме. А со следующего года заработает закон о локализации автомобилей такси. Как нововведения изменят таксомоторные перевозки в год столетия московского такси, разбирался журнал «Российская Федерация сегодня».

Век такси: от первых «французов» до локализации
© Парламентская газета

Дешевле извозчика

Регулярное движение советских таксомоторов началось в Москве сто лет назад. Известна и точная дата: 21 июня 1925 года на улицы выехали первые 15 машин, закупленные во Франции.

Но история пассажирских автоперевозок еще длиннее. Первые такси появились в Лондоне в 1897 году, а по московским улицам таксомоторы поехали десять лет спустя. К 1913 году количество машин достигло 230. После Октябрьской революции такси, или, как их тогда называли москвичи, моторные кареты, из города исчезли, чтобы вернуться только в эпоху НЭПа. В декабре 1924-го Моссовет решил закупить 200 автомобилей, чтобы создать альтернативу извозчикам. Летом 1925 года первые полтора десятка такси приступили к работе.

Если извозчики брали с клиентов целый рубль за одну версту пробега, то таксомоторам дали ставку в 50 копеек, а один час проезда стоил 4,5 рубля. Поначалу для перевозок закупали «Рено», «Фиаты» и «Форды». В 1934 году, когда началось производство отечественных легковых автомобилей, таксомоторные парки пополнились машинами марки ГАЗ-А, а затем и М-1, или «эмками». К 1935 году в Москве было около 500 машин, а через четыре года — больше трех тысяч.

После победы в столице появились маршрутки между вокзалами, в качестве которых использовали ГАЗ-АА с открытой грузовой платформой и деревянными лавками. Шашечки и зеленые огоньки появились на отечественных такси в 1948 году. В 1950-х годах в такси начали работать ЗИС-110, в которых поездка стоила 15 копеек за километр, и «Победы» М-20 с таксой в 10 копеек. А в шестидесятые основой для таксопарков стала «Волга-24».

К 1971 году число такси в Москве превысило 14 тысяч, а в середине восьмидесятых 21 таксопарк обслуживал около 20 тысяч машин. Зарплата таксистов многие годы составляла 80 рублей при средних 120, но они, конечно, не бедствовали — за смену могли перекрыть ставку в несколько раз.

В 1991 году все машины такси были приватизированы и исчезли с улиц, их место заняли частники. Возрождение московского такси началось в 1995-м, а парк тогда составили «Москвичи» и «Волги». Пройдет еще полтора десятка лет — и начнется новая цифровая эпоха такси.

Идеальных законов не бывает

Сегодня только в Москве официально насчитывается больше 113 тысяч машин с шашечками, в Подмосковье — 165,3 тысячи. Ежедневно услугами такси в столице пользуется больше 1,7 миллиона человек. В течение 2024 года число перевезенных пассажиров превысило 632 миллиона.

Всего по стране ездит больше миллиона такси, точнее — 1,051 миллиона. Такие данные по состоянию на середину мая 2025-го Минтранс предоставил в ответ на запрос нашего издания. Кроме того, зарегистрированы 233,8 тысячи перевозчиков — таксопарков и индивидуальных предпринимателей, и 1,6 тысячи служб заказа — тех самых агрегаторов. Эти данные Минтранс собирает в специальных реестрах федеральной государственной информсистемы «Такси», которую создали в соответствии с законом, принятым в 2022 году.

Над регулированием таксомоторных перевозок бились больше десяти лет — столько времени потребовалось, чтобы точно описать возникшие в XXI веке цифровые сущности, закрепить ответственность всех сторон процесса, рассказал «РФ сегодня» первый зампред Комитета Госдумы по транспорту Павел Федяев. Вносили несколько версий законопроекта, много правили, спорили, чтобы 1 сентября 2023-го документ вступил в силу.

Реестры автомобилей, перевозчиков и служб заказа — одна из важных частей комплексного регулирования. Прозрачность рынка напрямую влияет на безопасность поездок, считают эксперты, ведь каждый пассажир может проверить данные о машине и таксопарке, которые выполняют его заказ.

Закон также ввел требования для водителей. Рынок впервые открыли для самозанятых, которые должны официально зарегистрироваться и платить налог на профессиональный доход. Возить пассажиров нельзя тем, кто накопил больше трех неоплаченных штрафов, а также имел судимость по тяжким статьям. Обязательным стало оформление полиса обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Теперь каждая поездка застрахована на сумму до двух миллионов рублей, а прежде по ОСАГО пассажир мог претендовать максимально на выплату в 500 тысяч рублей.

Регионы могут устанавливать требования к единому цвету автомобилей такси, в салоне должна иметься информация о водителе и перевозчике, а также водители должны сдавать тест на знание города и его достопримечательностей. Последнюю норму пока ввела только Москва, где рынок такси наиболее продвинутый. В конце мая мэр столицы Сергей Собянин подписал закон, вводящий штрафы до пяти тысяч рублей для водителей, не прошедших аттестацию.

«Сказать, что федеральный закон решил и закрыл все вопросы, нельзя, но цифры говорят за себя: если в начале 2023 года в региональных реестрах насчитывалось около 350-380 тысяч машин такси, то сейчас их больше миллиона, — отметил Павел Федяев. — До вступления новых норм в силу мы не знали ни кто, ни на каких машинах возит людей. Попав в ДТП, люди оставались один на один с водителем, у которого, может, и за душой ничего нет».

Что с ценами

За пять последних лет расценки в такси выросли вдвое: в 2019 году средняя цена проезда за километр составляла 24,5 рубля, по итогам 2023-го — около 30 рублей, в конце 2024-го — почти 48 рублей. В декабре прошлого года Росстат выдавал цифру в 47,77 рубля за километр, что на удивление было даже ниже, чем за месяц до этого. Снижение никогда раньше не наблюдалось.

Средний чек на поездку в такси в январе-марте 2025 года вырос на семь процентов год к году, до 616 рублей за поездку, следует из отчета оператора фискальных данных «Платформа ОФД». Рост в Москве составил восемь процентов, до 825 рублей, в Санкт-Петербурге — девять процентов, до 630 рублей. В 2024 году рост среднего чека составлял 12-13 процентов.

Депутат Федяев, анализируя ценовую динамику, заглянул в более далекое прошлое. Приехав в Москву в 2005 году, он доехал из центра города до аэропорта Шереметьево за пять тысяч рублей, или 200 долларов по тому курсу. Сегодня такая поездка стоит две тысячи рублей, или 25 долларов. «Так что такси подешевело в разы или даже на порядок», — сделал вывод парламентарий.

Агрегаторы в ответе?

До недавнего времени такого понятия в российском законодательстве не существовало, хотя службы заказа работают на рынке последние лет пятнадцать. Их нужно было обязательно учесть в новом законе, описав специфическую сущность работы в качестве информационных сервисов. Сами агрегаторы первое время стояли на позиции, что они всего лишь связующее звено между водителем и пассажиром, их роль — передать заказ, а кто и как его выполняет — ответственность кого угодно, только не их.

Затем агрегаторы стали страховать поездки, а новый закон и вовсе обязал их ограничить передачу заказов водителям, не внесенным в региональные реестры перевозчиков. Тем не менее в регионах можно найти чаты в соцсетях и мессенджерах, через которые можно вызвать такси.

Очередной шаг к обелению рынка могут сделать уже совсем скоро. На рассмотрении Госдумы находятся сразу два законопроекта об ответственности за передачу заказов нелегалам. По одному из них ответственность может составить до 500 тысяч рублей.

«Пока нет этой административки, закон о такси до конца не действует, — уверен Павел Федяев. — Принятие поправок в КоАП станет следующим рывком в развитии отрасли. Кроме того, мы выступаем против бесконтрольного допуска к перевозкам самозанятых, а точнее, тех, кто подрабатывает в такси время от времени. Закон позволяет самозанятым, оформившим разрешения, работать в такси, но с соблюдением всех требований по безопасности и прозрачности».

Когда появится российский бизнес-класс

Ожидавшаяся было революция на рынке таксомоторных перевозок отменяется: локализация будет, но пройдет очень плавно. В мае парламент принял закон, по которому с 1 марта 2026 года таксопарки должны пополняться только отечественными авто. Глава государства подписал его 23 мая. Это сделали, чтобы поддержать российских производителей, объяснил глава Комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев. Минимальные требования установлены Правительством сейчас применительно к госзакупкам машин — 3200 баллов. Это означает, что большинство узлов автомобиля должны быть выпущены в России и большинство сборочных операций производиться в нашей стране.

Для перевозок пассажиров разрешили использовать машины, произведенные по специальным инвестиционным контрактам, заключенным с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025-го. Речь идет о заводах зарубежных производителей, которые ушли из России и были замещены. Однако не все из вновь заработавших конвейеров выпускают полностью отечественные авто. Требованиям о локализации, по экспертным оценкам, соответствуют сейчас восемь моделей автомобилей — это продукция «АвтоВАЗа» и нескольких китайских брендов. Окончательный список таких машин Минпромторг должен сформировать до конца 2025 года.

Сроки вступления закона в силу изменили для нескольких регионов. Требования к машинам такси в Калининградской области и в Сибирском федеральном округе не будут применять до 1 марта 2028 года, на Дальнем Востоке — до 1 марта 2030 года.

Требования к локализации не будут распространяться на транспортные средства, сведения о которых внесены в региональный реестр легковых такси до 1 марта 2026 года. Таким образом, все официально зарегистрированные машины, в том числе иномарки, смогут возить пассажиров до конца периода эксплуатации. То есть замещение будет происходить постепенно, что, как ожидают парламентарии, не должно вызвать резких скачков цен на поездки из-за больших одномоментных затрат таксопарков.

В итоге переход такси в России на отечественные автомобили займет около пяти лет, пояснил автор законопроекта, председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов.

«Автопарк такси сегодня является уязвимым в условиях санкционного давления, — подчеркнул сенатор. — Повышение уровня локализации позволит создать новые места, производить товары с высокой добавленной стоимостью. Отечественные автопроизводители получат дополнительный рынок сбыта объемом примерно в 40-50 тысяч авто в год, что даст порядка 10-12 миллиардов налоговых поступлений в бюджет».

Остается вопрос о российских авто, которые смогут работать в сегменте бизнес-класса. Но и его отечественный автопром способен решить, считает Павел Федяев.

«При существующем объеме выпуска наши производители не могут быть эффективными и качественными, — указал он. — Когда они за счет такой поддержи нарастят объемы, тогда и будет решаться задача создания новых категорий машин, будь то семейные авто либо бизнес-класс».