Минфин предложил отменить эксперимент с контролем полиса ОСАГО по камерам

Автовладельцы все же будут получать штрафы с камер фотовидеофиксации. Эксперимент, который мог отсрочить это, предложено отменить. С таким обращением в правительство РФ обратился Минфин. Но это не означает, что все нарушители избегут наказания.

Минфин предложил отменить эксперимент с контролем полиса ОСАГО по камерам
© Российская Газета

Напомним, что эксперимент по направлению незастрахованным по ОСАГО водителям предупредительных извещений должен был начаться с 1 марта. Увы, не начался. Дату перенесли на 1 июля. Эксперимент заключался в том, что камеры будут выявлять незастрахованные машины, передавать их номера в ГИБДД. А далее - дело за инспекторами.

История выявления на дорогах тех, у кого нет страховки, длится уже много лет. По данным страховщиков, примерно 10 процентов автомобилистов не застрахованы. Казалось бы, мизерная доля. Но если пересчитать ее в числа, то выходит много.

В России зарегистрировано более 60 миллионов автомобилей. А полисов ОСАГО заключается около 45 миллионов. Можно допустить, что некоторые машины уже давно почили в утиле, их нет.

Выявлять незастрахованных автовладельцев предлагалось давно. Причем не только выявлять, но и наказывать. В Москве даже пробовали присылать таким собственникам машин напоминания о необходимости застраховать свое транспортное средство. Эксперимент, кстати, был признан удачным, но дальше дело не пошло. Но до сих пор между ГИБДД и страховщиками идут споры насчет передачи данных.

По мнению РСА, у страховщиков для запуска проверок наличия договоров ОСАГО с использованием дорожных камер все готово. Проверка наличия полисов ОСАГО с помощью камер фото- и видеофиксации в первую очередь затронет тех, кто пользуется транспортными средствами в местах с высокой концентрацией дорожных камер. Это большие города, федеральные, крупные региональные трассы и т.д. Считается, что такие водители, зная о том, что основная часть их пути проходит под камерами, более дисциплинированы. В том числе и по части оформления полисов ОСАГО. С учетом ежегодного увеличения количества камер, а также иных мер, принимаемых в том числе страховщиками, РСА ожидает значительного снижения количества владельцев транспортных средств без полисов.

В связи с принятием закона РСА ожидает значительного снижения количества владельцев транспортных средств без полисов ОСАГО

Страховщики рассчитывают, что проверка полисов ОСАГО через дорожные камеры окажет благоприятное влияние также и на ситуацию на дорогах. Количество нарушений снизится. Снижение доли автовладельцев без полисов положительно скажется на защищенности остальных участников дорожного движения, появится гарантированная возможность урегулировать все вопросы по возмещению ущерба со страховой компанией.

Снижение доли автовладельцев без полисов положительно скажется на защищенности остальных участников дорожного движения, т.к. от приобретения договора ОСАГО, как правило, отказываются наиболее "аварийные" водители, то есть появится гарантированная возможность урегулировать все вопросы по возмещению ущерба со страховой компанией, а в ряде случаев обойтись без вызова сотрудников ГИБДД, воспользовавшись возможностью упрощенного оформления ДТП в рамках "европротокола". При этом дополнительный положительный эффект будет достигнут за счет снижения нагрузки на сотрудников дорожной полиции и суды, а также станет еще одним механизмом, позволяющим сдерживать рост страховых премий.

Эксперимент по отправке уведомлений граждан об отсутствии полиса ОСАГО, которое было зафиксировано дорожными камерами, как инициатива появилась в прошлом году. Однако анализ показал, что для реализации эксперимента необходимы доработки информационной системы ГИБДД, которые отличаются от целевого решения и требуют дополнительного времени и ресурсов.

Базы данных ГИБДД не совпадали с базами страховщиков. Была вероятность множества ошибок

Как сообщил глава Национальной страховой информационной системы Николай Галушин, в рамках запланированных изменений в КОАП РФ все нарушения (отсутствие полиса ОСАГО), зафиксированные дорожными камерами в течение 24 часов, будут считаться одним правонарушением. Грубо говоря, сколько бы раз под камеры ни проехал водитель, собственник машины получит только один штраф в сутки.

Повысится уровень проникновения, повысится качество данных, используемых в том числе и для корректировки тарифов - увеличение количества застрахованных транспортных средств будет способствовать дальнейшему снижению тарифов, все участники движения будут находиться в равных и защищенных условиях, снизится нагрузка на ГИБДД и на компенсационный фонд РСА, меньше станет регрессных исков к незастрахованным виновникам дорожно-транспортных происшествий.

Для снижения рисков предполагается интеграция информационных систем ГИБДД и АО "НСИС", операторов АИС страхования, с осуществлением проверки данных по каждому факту нарушения дважды - в день попадания транспортного средства в объектив камеры и на следующий день (чтобы исключить позднюю загрузку данных со стороны страховщиков АИС страхования). Ошибок быть не должно.

В Госавтоинспекции к этому относятся осторожно. Программы работают, взаимодействие есть. Нет только одного: как эти программы взаимодействуют. А это важный фактор, поскольку и нарушитель, и правоприменитель должны оперировать одними терминами, одними словами.

Почему столь долгое время откладывался запуск проверки по камерам наличия полиса ОСАГО? Да по одной простой причине. Базы данных ГИБДД не совпадали с базами данных страховщиков. Была вероятность огромного количества ошибок.

Сейчас эта проблема устранена. Поэтому такую проверку можно запускать, считает Минфин. И Российский союз автостраховщиков, и НСИС это поддерживают.

Но есть вопрос: кто будет расплачиваться за аварии, совершенные теми, кто не имеет полиса ОСАГО?

У нас не запрещен въезд в страну машин без страховки. Есть требование, их застраховать по ОСАГО, но зачем это надо?

По сути, на дороге только инспекторы ГИБДД могут выявить незастрахованного водителя. Однако инспекторов на дорогах у нас не хватает. Поэтому ездят по ним и те, кто не имеет страховки, и те, кто рулит, пребывая в нетрезвом виде.