В России штрафы водителям автобусов за телефон предлагают увеличить в десять раз
В России штрафы водителям автобусов за телефон предлагают увеличить в десять раз
Петербургский депутат просит ужесточить наказание за нарушения ПДД при перевозке людей.
Водителей общественного транспорта, которые разговаривают по телефону, необходимо штрафовать не на 1,5 тысячи, а на 15 тысяч рублей. По мнению депутата петербургского Заксобрания Алексея Цивилева, иначе они не осознают, что выполняют социально значимую функцию и несут ответственность за жизнь и здоровье людей. Депутат направил обращение по этому вопросу в департамент государственной политики в области автомобильного и пассажирского транспорта.
Наказывать жестче
В обращении к директору департамента Сергею Семенову депутат Цивилев сообщил, что ему регулярно поступают жалобы от граждан на водителей общественного транспорта, которые не могут оторваться от своих телефонов во время работы. Это приводит к отвлечению от дороги и, как следствие, к ДТП. Чаще всего речь идет о водителях автобусов, на долю которых, по его данным, приходится почти 70 процентов аварий с участием всех видов общественного транспорта.
Алексей Цивилев поделился с «Парламентской газетой» и собственными наблюдениями: «Водители не только разговаривают по телефону, они устраивают видеоконференции, аудио- и видеопереписку, часами болтают в наушниках. Чаще всего — со своими родственниками, проживающими в других городах и странах. Им скучно кататься с утра до вечера по маршруту, они пытаются занять свое время. Но использование телефона для любых целей снижает внимание водителя и мешает управлять транспортным средством, что приводит к риску аварий».
Он напомнил, что штраф за разговоры по телефону в настоящее время составляет 1,5 тысячи рублей, и депутат считает, что такую сумму водители воспринимают как несущественную. Кроме того, автопарки, сталкиваясь с нехваткой работников, при поступлении жалоб ограничиваются предупреждениями, что не приводит к изменениям в ситуации. Депутат полагает, что повышение размера штрафа для водителей общественного транспорта может повлиять на ситуацию.
Он считает целесообразным ввести дифференцированный подход и ужесточить наказание за это правонарушение, увеличив размер штрафа до 15 тысяч рублей. Также депутат отметил, что аналогичные меры могут быть применены и к другим нарушениям, таким как проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение скорости, нарушение правил маневрирования или обгона, а также перевозка пассажиров с неисправной тормозной системой или рулевым управлением.
Парламентарий также указал, что ему не удалось найти конкретную статистику по таким нарушениям. Ранее, после введения штрафа за разговоры по телефону, водителей останавливались, но в настоящее время рейды ГАИ на эту тему прекратились. Камеры видеонаблюдения иногда фиксируют наличие постороннего предмета в руках водителей, но это происходит нечасто.
Поговорить с работодателями
Депутат Госдумы Ярослав Нилов отметил, что перевозка грузов и пассажиров связана с повышенной опасностью. Он подчеркнул, что правила запрета на разговоры по телефону установлены не просто так и должны соблюдаться. Нилов считает, что необходимо усилить работу с автобазами и автопредприятиями. В частности, он предлагает проводить дополнительные инструктажи и ввести дополнительную ответственность для автобаз. Депутат призывает комплексно проанализировать все вопиющие случаи и принять меры для обеспечения безопасности пассажиров.
Заранее устаревшая норма
Член Общественной палаты России Александр Холодов считает, что норма запрета разговоров по телефону устарела еще на момент ее принятия. Он отметил, что возник парадокс: разговоры по телефону запрещены, в то время как отправка сообщений, общение в мессенджерах, игры, серфинг в интернете и просмотр видео не ограничены. Холодов подчеркивает, что уже на этапе принятия закона в нем была допущена ошибка, поскольку любой телефон с громкой связью фактически разрешен.
Он также обратил внимание на мировой опыт. Например, в штате Техас когда-то запрещали звонить и писать СМС, но водители находили способы обойти этот запрет, утверждая, что играют в игры. В Израиле, по его мнению, введен хороший запрет: там нельзя держать в руках любое устройство для разговоров во время движения, и если нужно поговорить по телефону, необходимо остановиться.
Однако возникает вопрос о рациях. Холодов предложил рассмотреть возможность полного запрета на использование любых электронных устройств во время вождения, но тогда встанет вопрос о электронных сигаретах, которые также будут под запретом, в то время как обычные сигареты, более опасные во время движения, останутся разрешенными.
Он считает, что в первую очередь необходимо провести глубокое исследование факторов, влияющих на безопасность за рулем, и определить, какие устройства можно использовать в каких ситуациях, а также возможно ли, чтобы одна рука была занята, или обе руки всегда должны оставаться свободными. На основе этих данных следует устанавливать соответствующие запреты и наказания.
По материалам «Парламентской газеты»