Daihatsu в России: зачем Toyota регистрирует бренд
В августе в базе Роспатента появилась заявка на регистрацию товарного знака Daihatsu в категории "автомобили и запчасти".
Официального дистрибьютора у Daihatsu в России не было никогда. Машины бренда встречаются в основном на Дальнем Востоке, куда их привозят через аукционы из Японии.
Регистрация товарного знака может иметь три сценария развития:
Чисто защитный - фиксация прав на бренд без планов выхода.Подготовка к официальным поставкам - например, через совместный проект с Toyota или другим локальным партнером.Лицензирование бренда - использование названия сторонними компаниями в рамках контрактного производства.
Профиль бренда
Daihatsu Motor Co., Ltd. - старейший японский автопроизводитель (основан в 1907 году), с 2016-го полностью принадлежит Toyota Motor Corporation. Компания известна как один из лидеров сегмента кей-каров - компактных машин с длиной до 3,4 м, которые в Японии получают налоговые и страховые льготы.
В модельной линейке - 16 актуальных автомобилей:
Mira e:S - один из самых экономичных хэтчбеков в мире;Copen - двухместный кабриолет;Taft и Rocky - кроссоверы, последний предлагается в том числе в гибридной версии;минивэны Move, Atrai, а также коммерческие фургоны Hijet.
Для зарубежных рынков, включая Юго-Восточную Азию, Daihatsu выпускает более крупные модели, часто под марками Toyota или Perodua.

Глобальные результаты
В первом полугодии 2025 года Daihatsu реализовала 495,6 тысячи автомобилей, что на 130% превышает показатель годичной давности. Производство за тот же период составило 714 тысяч машин (+135%).
Эти темпы роста частично связаны с расширением продаж в Юго-Восточной Азии и стабилизацией поставок после прошлогоднего кризиса с сертификациями.
Потенциал и барьеры в РФ
Сегмент, в котором специализируется Daihatsu, - компактные и экономичные автомобили - в России в 2025 году фактически пуст: после ухода европейских и японских брендов долю заняли в основном китайские модели гольф-класса и бюджетные седаны.
Потенциальным преимуществом Daihatsu может стать: доступная цена при сохранении японского качества и интерес к компактным кроссоверам в городском сегменте.
Сдерживающими факторами окажутся: необходимость адаптации к российским условиям эксплуатации; отсутствие собственного завода для обеспечения приемлемой цены, слабая узнаваемость бренда за пределами Дальнего Востока.
Вывод
Если Toyota решит вывести Daihatsu на российский рынок, наиболее перспективными станут кроссоверы Rocky и Taft, а также малотоннажные фургоны, востребованные в малом бизнесе.
Однако на данном этапе регистрация товарного знака - скорее, задел на будущее, чем подтверждение возвращения марки.