Утильсбор и НДС обрушат продажи авто в России: названы сроки кризиса

«Годовые объемы уже близки к критически низким отметкам – около 1,3 миллиона единиц. Мы ожидаем, что январь и февраль будут особенно слабыми, с падением продаж на 5–10 %», – говорит президент Ассоциации российских автомобильных дилеров Алексей Подщеколдин. С ним солидарен исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов, прогнозирующий крайне низкие показатели в начале года. Октябрьский всплеск продаж на 35 %, когда было реализовано 165 702 автомобиля, эксперты называют ажиотажным спросом. Он вызван стремлением покупателей успеть совершить покупку до вступления в силу новых правил, которые приведут к существенному подорожанию техники. Средняя цена нового автомобиля уже достигла исторического максимума в 3,43 млн рублей. Главными причинами грядущего кризиса аналитики называют значительное повышение утилизационного сбора. С 1 декабря он увеличен для мощных и дорогих моделей, ввозимых частными лицами, а с 1 января платеж будет проиндексирован примерно на 10 % для всех без исключения автомобилей. Дополнительное давление на рынок окажет и планируемое повышение НДС с 20 % до 22 % в 2026 году. Истоки нынешних проблем автопрома лежат в событиях 2022 года, когда уход западных производителей и длительный период высоких ключевых ставок нанесли тяжелейший удар по одному из самых перспективных рынков Европы. Ситуацию усугубило общее резкое замедление темпов роста экономики в этом году, что снизило финансовые возможности потенциальных клиентов. Покупатели уже ощутили выгоду от приобретения автомобилей до подорожания. Денис, купивший Infiniti QX50, рассказал, что дилер предупредил его о будущем росте цены с 6,5 до 7,2 млн рублей. Мужчина признался, что планировал покупку на следующий год, но был вынужден пойти на сделку досрочно из-за роста утильсбора. Он отметил необоснованность цен, но пояснил, что, думая о том, что это может быть последняя новая машина в его жизни, решил приобрести ее сейчас, пока была возможность. После обрушения в 2022 году рынок начал медленное восстановление, основными бенефициарами которого стали китайские бренды. Однако теперь динамика снова ухудшилась: за десять месяцев 2025 года продажи составили 1,06 млн единиц, что почти на 20 % меньше пикового значения прошлого года. Напомним, в порту Владивостока наблюдается настоящий ажиотаж из автомобилей в связи с новыми тарифами утильсбора, которые вводятся с 1 декабря. Изображение сгенерировано с помощью ИИ / Маргарита Неклюдова

Утильсбор и НДС обрушат продажи авто в России: названы сроки кризиса
© РИА "ФедералПресс"