Камера не видит спецсубъекта: как должны оплачивать автомобильные штрафы судьи и прокуроры

Перед законом, как известно, все равны. Но, как шутят в определенных кругах, некоторые «ровнее». В России существует особый порядок привлечения не только к уголовной, но и административной ответственности спецсубьектов — судей, прокуроров, депутатов и сенаторов. Однако видеокамере без разницы, чья машина неправильно припаркована, и автоматическая система выписывает заслуженный штраф. Возникает коллизия — ведь даже возбудить административное судопроизводство против спецсубъекта без соблюдения особого нельзя.

Камера не видит спецсубъекта: как должны оплачивать автомобильные штрафы судьи и прокуроры
© Московский Комсомолец

© Наталья Мущинкина

Автор этих строк, как член СПЧ, выступила в Совете Федерации с докладом, где предложила в случае видеофиксации правонарушения применять для спецсубъектов общий порядок. Оказалось, даже некоторые судьи с этим согласны. Но в Совфеде развернулась острая дискуссия.

«Специальный статус — это не личная привилегия», - начал круглый стол заместитель председателя комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Максим Кавджарадзе. Но тут же оговорился, что это общественное благо. Ведь статус дается для независимости при исполнении судьями и прокурорами своих служебных обязанностей.

Однако эта ли служебная обязанность заставила прокурора оставить машину на платной стоянке и не оплатить парковку? Вряд ли. Меж тем не так давно сотрудник прокуроры оспаривал именно такой штраф. Мужчина ссылался на то, что процедура привлечения спец субъекта к административной ответственности не подразумевает возможности наложения на него автоматического наказания. 

И это верно.

Но видео- и фотофиксация нарушений ПДД не делит нарушителей на обычных и спецсубъектов. Кроме того, у ГИБДД нет единого перечня спецсубъектов. 

Автор этих строк предложила в случае фото- и видео нарушение правил дорожного движения не делать никаких исключений. Логика простая. Техника - объективна, она не может мстить или пугать. Так что в случае виде- и фото фиксации сложно предположить, что выписка протокола об административном нарушении - способ давления, например, на прокурора. Кстати, абсолютное большинство судей-автовладельцев оплачивают штрафы, которые к ним приходят. Об этом заявил заместитель председателя Шестого кассационного суда общей юрисдикции Радик Габдуллин. И вообще служители Фемиды не хотели бы, чтобы была проведена полноценная процедура возбуждении административного производства (с обязательным получением согласия генерального прокурора и рассмотрением коллеги из трёх судей).

Как бы то ни было, нужно вносить изменения в законодательство, иначе каждый выписанный штраф его нарушает. Тем более штрафы ведь бывают разные, не только автомобильные. Покурил в неположенном месте - нарушение? Конечно. Если это сделал судья, то на проще ли выписать ему штраф на месте (в случае, конечно, если он согласен)?

- Мы изучили практику 6-го Кассационного суда, - говорит Габдуллин. - Из более чем 35 тысяч дел об административных правонарушениях к нам поступило только 20 дел по поводу привлечения к административной ответственности должностных лиц, имеющих особый правовой статус. Из них в отношении судей 4 дела, сотрудников прокуратуры - 3 дела, сотрудников Следственного комитета - 4. Количество дел небольшое, что говорит о высокой гражданской правовой ответственности спецсубъектов, и это не может не радовать. Но в то же время, судебная практика, которую мы изучили, говорит о том, что позиция судей достаточно неоднозначна, и к сожалению выносятся разные судебные акты.

«Спецсубъектов надо убирать из числа лиц, которые не подлежат административной ответственности в обычном порядке», - заметил один из участников круглого стола. Надо сказать, что это вызвало бурную дискуссию. Эксперты стали приводить гипотетические примеры, как накануне важного судебного заседания против сотрудника ГИБДД который обвиняется в получении взятки, его коллеги могли остановить машину гособвинителя или судьи.

Тут вмешались представители адвокатского сообщества. Со своей стороны они представили другую ситуацию так: сотрудник ГИБДД останавливает машину адвоката, спешащего на процесс, заявляя, что тот пьян. Инспектор направляет его на процедуру медосвидетельствования, что занимает время. В итоге в процессе участвует другой адвокат, возможно, более лояльный следствию. 

Значит ли это, что надо давать спецстатус адвокату? Наверное.

В общем, участники круглого стола так и не пришли к единому выводу. Надо думать, что в ближайшее время появится несколько вариантов законопроекта.