Россия больше не учитывает в своей практике решения ЕСПЧ

Верховный суд РФ отменил постановление о применении судами Европейской конвенции о правах человека.

Россия больше не учитывает в своей практике решения ЕСПЧ
© Российская Газета

"Признать утратившим силу постановление Пленума Верховного суда РФ от 27 июня 2013 года №21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и протоколов к ней", - цитирует ТАСС постановление Пленума Верховного суда.

Пленум также исключил ссылки на Европейскую конвенцию, практику ЕСПЧ, рекомендации Комитета министров Совета Европы и доклады Европейского Комитета по предупреждению пыток из более 25 постановлений пленума Верховного суда, принятых в 1999-2019 годах.

Напомним, что Россия вышла из Совета Европы 16 марта 2022 года, а 23 февраля 2023 года приняла закон о выходе из ряда международных договоров Совета Европы, включая Европейскую конвенцию.

Но при этом высшая судебная инстанция сохраняла все наработанные за эти годы рекомендации о применении имплементированных в России норм международного права, заменив упоминание Европейской конвенции на статьи Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого ООН 16 декабря 1966 года и вступившего в силу в марте 1976 года (участниками пакта являются более 170 государств).

Глава Верховного суда Игорь Краснов, однако, отметил, что исключение из разъяснений судам ссылок на прекратившие свое действие международные договоры РФ не должно снижать уровень правовой защиты российских граждан. Такова позиция Верховного суда России по вопросу соблюдения прав и свобод человека.

В наработанных за последние десятилетия разъяснениях полностью сохранены разъяснения о праве граждан на рассмотрение дела в суде в разумные сроки. При рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов- исполнителей суды также должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований об исполнении судебных решений в разумные сроки.

То же самое касается защиты прав помещенных под стражу, защиты чести и достоинства граждан, их прав на свободное выражение своего мнения, на распространение информации при условии соблюдения законных требований.

Единственным, что оказалось исключено из прежних толкований, стало указание судам о необходимости иметь в виду, что в соответствии со ст. 5 Декларации о свободе политической дискуссии в СМИ "юмористический и сатирический жанр допускает большую степень преувеличения и даже провокации при условии, что общество не вводится в заблуждение относительно фактической стороны дела".