Войти в почту

«Nissan в России будет фокусироваться на кроссоверах»

Как изменятся планы по выпуску моделей Nissan и Mitsubishi после объединения компаний, будут ли создаваться автомобили на единых платформах, что означает для Nissan изменение позиции Карлоса Гона и будет ли в России продлено постановление о промсборке №166. Обо всем этом в интервью «Газете.Ru» рассказал вице-президент «Nissan Восток» Джеймс Райт.

Концепт Nissan 2020 Vision Gran Turismo на презентации в Токио, февраль 2017 года
Концепт Nissan 2020 Vision Gran Turismo на презентации в Токио, февраль 2017 года© Toru Hanai/Reuters

— Что означают для Nissan недавние перестановки в руководстве? С 1 апреля Карлос Гон покинет пост президента и старшего исполнительного директора Nissan для того, чтобы сосредоточиться на задачах по развитию недавно приобретенного бренда Mitsubishi.

— На самом деле это обстоятельство не принесет многих изменений. Гон сохранит пост председателя совета директоров Nissan, он по-прежнему будет занимать пост гендиректора в Renault и возьмет на себя руководство Mitsubishi. Таким образом, на его плечах будет лежать синергетическое развитие трех брендов, которые теперь сосуществуют вместе. Гон будет больше вовлечен в процессы, происходящие в Renault, но и от руководства в Nissan никуда не уйдет. Разве что не будет вдаваться в ряд деталей. Но я уверен, что мы по-прежнему будем чувствовать его полноценное присутствие.

— Какого эффекта и каких последствий нам следуют ожидать от сотрудничества Nissan и Mitsubishi?

— Если заглянуть немного назад, в совместное прошлое Renault и Nissan, то можно понять, как будет развиваться альянс с Mitsubishi. Мы ждем синергетического эффекта при разработке новых продуктов, в закупках, в производстве, в географическом плане. Сейчас работа по поиску и разработке таких решений уже ведется, то есть процесс уже идет, это не просто планы. Созданы кросс-команды, которые работают вместе и координируют производственные планы по всему миру.

— То есть в будущем мы можем, к примеру, говорить о создании общих платформ и других совместных разработок?

— Да, именно так. И работа над этим происходит прямо сейчас. На производственном уровне результаты мы увидим чуть позже. Но уже совсем скоро последует эффект от принимаемых решений.

— Как это сотрудничество будет работать на локальном уровне? Вы изучаете ситуацию в каждой стране, где представлены марки Nissan и Mitsubishi, и планируете их совместную работу? В России, к примеру, есть заводы и у Nissan, и у Mitsubishi…

— Да, именно так. Это обычная практика. Что касается отдельных регионов, в том числе России, то я не могу вдаваться в детали. Но на региональном уровне будут в целом проходить те же процессы, что и на глобальном. Возьмем любое предприятие Mitsubishi, которое производит автомобили. Мы оцениваем, на каком уровне жизненного цикла находится та или иная модель, и сопоставляем ее с тем, что есть у Nissan. Смотрим, как коррелируют эти продукты. И в первую очередь мы оцениваем то, как можно объединить эти два продуктовых направления. И только потом мы думаем о заводах. То есть сначала должен быть составлен продуктовый план и только потом — промышленный. Мы не можем просто взять автомобиль Nissan и начать собирать его на мощностях Mitsubishi.

— Несколько последних лет в Nissan часто жаловались на российских поставщиков. То качество подведет, то цена выше, чем у иностранных аналогов, даже с учетом растаможки. Как в таких условиях вы намерены углублять этот показатель локализации?

— Работа по повышению уровня локализации зависит от обязательств, которые взял на себя производитель. У консорциума, в который в России входит Nissan, уже достигнут высокий уровень локализации. Но сейчас в России действуют такие налоги и такое законодательство, которые не вызывают желания повышать этот уровень локализации, и в целом это тормозит развитие автопромышленности. Ведь локализация просто как факт — это не цель. Имеет смысл лишь то, что ты получаешь по итогам достижений этой цели. К примеру, возьмем модель Qashqai. Почему бы нам не локализовать двигатель и коробку передач к нему? А потому что локализация одной модели для одного рынка стоит слишком дорого. Можно достичь высокого уровня локализации, но не получить никакой прибыли. Потому что вы уже потратили огромное количество денег на локализацию. Поэтому эффект от углубления процента локализации можно измерять разными способами. Но в долгосрочном периоде это, конечно, хорошая задача. Только ее выполнение будет зависеть от продуктового плана. А продуктовый план в России заметно изменился после обвала рубля. И сегодня мы его пересматриваем как для Nissan, так и для Datsun…

— Под давлением с точки зрения законодательства вы имеете в виду прекращение действия постановления №166 о промсборке? Представители Nissan уже много раз говорили о необходимости его продления….

— Да, и продолжаем так считать — действие постановления о промсборке должно быть пересмотрено, потому что его прекращение сильно ударит по рынку. Сейчас постановление №166 вместе с рядом мер господдержки стимулируют рынок. Именно в этом заинтересовано государство: в развитии индустрии в России и поддержке автоотрасли. Будет здоровый рынок — производители будут инвестировать. В нынешних условиях, когда предпринимателям так важно чувствовать стабильность и уверенность в рынке, нельзя принимать резких решений, которые могут отразиться на их инвестиционной политике. Поэтому прекращение срока действия постановления №166 и отсутствие подходящей альтернативы негативно влияют на развитие автомобильной отрасли.

— Но ведь когда подписывалось это постановление, его участники знали, что оно истекает в 2019–2020 годах. Никакой неожиданности в этом нет.

— Но тогда обстоятельства были совсем другие. Условия на рынке изменились невероятным образом.

— А еще у нас есть Всемирная торговая организация (ВТО), которая строго следит в том числе за таможенно-тарифной политикой стран. Ведь истечение соглашения о промсборке главным образом означает возврат к уплате таможенных пошлин за ввоз нелокализованных комплектующих.

— Если это постановление прекратится и ему не будет никакой замены, тогда мы и посмотрим, что будем делать в такой ситуации. Рынок внесет свои коррективы.

— Может быть, получится пригласить в Россию новых производителей комплектующих?

— Поставщикам нужны серьезные аргументы для того, чтобы они согласились инвестировать в Россию. Кроме того, глобальным поставщикам нужны объемы — все это взаимосвязано с тем, о чем мы говорили выше.

— На Женевском автосалоне традиционно было представлено много новых прогрессивных технологий — электрокары, автомобили на водороде, гибриды, беспилотники и многое другое. Но пока получается, что не все из этого актуально для России. Какие из новых направлений, новинок будут интересны именно для российского рынка?

— Nissan на российском рынке будет фокусироваться на кроссоверах. В Женеве мы показали автомобили, которые для нас олицетворяют будущее (в частности, Nissan Qashqai. — «Газета.Ru»). Пока между продуктами, которые представлены в Западной Европе и в России, действительно существует большая разница. Но, в конце концов, все эти технологии придут и в Россию. Отличие России еще и в том, что здесь у нас есть бренд Datsun, который нацелен на другую аудиторию. Но в целом и направление электрокаров, и беспилотных технологий эволюционирует очень быстро. К примеру, мы уже пришли в массовый сегмент со своим электрокаром Leaf, новое поколение которого будет представлено уже в этом году.

— От чего будет зависеть развитие этих технологий в России?

— Есть два основных обстоятельства. Во-первых, это погодные условия, адаптация под которые потребует отдельных технологий и, соответственно, инвестиций. Во-вторых, российское правительство очень много говорит о необходимости развития инфраструктуры для электрокаров в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. И это действительно поддержало бы рынок. К примеру, в Великобритании при покупке электрокаров выделяются огромные субсидии — как прямые, так и косвенные, в виде налоговых послаблений. То же самое касается и автономного вождения: страны разными способами привлекают инвестиции, чтобы создать необходимую базу. Поэтому если у вас не делается ничего подобного, то технологии утекут куда-то еще, в другие страны.

— Каковы ваши прогнозы по российскому авторынку?

— 2017 год будет примерно схож с тем, что мы видели в 2016-м. Курс рубля кажется стабильным. Если эта стабильность сохранится, то рынок будет расти. Должна произойти настоящая перезагрузка.