"Крепенький дизелечек" еще коптит: когда мы пересядем на электромобили
Если вы попробуете написать в поисковике запрос "купить электромобиль в Беларуси", то результат будет радовать массой интересных предложений. Продавцы будут завлекать вас богатым выбором моделей, лучшими ценами, скидками и рассрочками. Вот только на сайте фирмы наступит неизбежное разочарование: в предлагаемую машину вы, скорее всего, не влезете. Потому что наиболее популярные результаты по этому запросу, к сожалению, касаются продажи детских игрушек. Между тем, Tesla загружена заказами на год вперед, электрический Nissan Leaf во многих странах числится в списке самых продаваемых моделей. Даже АвтоВАЗ небольшими партиями выпускает на рынок версии своих изделий, которые можно включить в розетку. Китайцы увидели в новом виде транспорта шанс избежать экологической катастрофы, и теперь Поднебесная удерживает лидерство по продажам машин на электрической тяге. В то же время в Беларуси отношение к мировому тренду скептическое: электромобили в страну завозят для себя считанные энтузиасты, а для большей части автомобильного сообщества это не более чем дорогая игрушка. На редких покупателей смотрят как на героев, мужественно инвестирующих кровно заработанные рубли в научно-технический прогресс, или чудаков. Месяц назад одной из главных новостей страны стала презентация первой отечественной машины с электрическим мотором. Ее разработали в недрах отечественной Академии наук, а председатель Президиума НАН уже даже успел озвучить цену: 10-14 тысяч рублей за самую дешевую из возможных моделей. Вице-премьер Владимир Семашко, в свою очередь, допускает возможность в ближайшие три-четыре года наладить серийное производство. Сама по себе идея хороша. В случае успешной реализации — это шанс для Беларуси угнаться за мировой модой, а при некотором везении — еще и задать вектор ее развития на просторах Таможенного союза. Но что самое главное — помочь распределить избыток электричества со строящейся атомной электростанции. Проблема в том, что любой товар мало разработать и произвести — его надо продать. И в данном случае это невозможно без соответствующей инфраструктуры и, в первую очередь, зарядных станций. Пока что в Минске всего семь общественных станций — даже меньше, чем в Вильнюсе. При том, что, к примеру, в Осло, если верить карте, в большинстве районов они встречаются через каждые 200 метров, а то и чаще. Кроме этого, необходимы перемены в сознании отечественного автовладельца. Наши водители воспитаны на традиционных идеалах в виде дизельного "Фольксвагена" и автомобилей премиум-класса, отъездивших свои лучше годы по немецким дорогам. Эти ценности все еще живы в головах даже несмотря на активную экспансию новых бюджетных автомобилей, которая развернулась у нас в стране в последние годы. Подготовить почву для появления массового отечественного электромобиля могли бы дешевые подержанные иномарки. Они даже не нуждаются в субсидиях, чтобы конкурировать с привычными бензиновыми: обо всем уже позаботилось правительство США. Американцу, покупающему экологически чистый автомобиль, федеральный бюджет оказывает немалую финансовую поддержку, которая может доходить до половины стоимости машины. Поэтому заокеанские аукционы ломятся от недорогих предложений авто, у которых, несмотря на статус бывших в употреблении, в запасе еще весьма немалый ресурс. Правда, затраты на ввоз в нашу страну такой покупки могут нивелировать все потенциальные преимущества. Ведь, помимо неизбежных расходов на транспортировку, необходимо оплатить НДС. И, кроме того, в этом сентябре Таможенный союз не продлил обнуление пошлин на ввоз электромобилей. Привет экологам — таможня окончательно сводит к нулю весь смысл операции по доставке машины из Америки: со всеми расходами цена может быть в полтора-два раза больше изначальной, а это уже не компенсируется никакой дешевизной топлива. То есть, одной рукой мы — "за" электрокары, правда, больше декларативно и демонстрационно, а другой, так и совсем против — соглашаемся с заградительными платежами. Хотя и ежу понятно: если бы существовала возможность ввозить электрические машины, не отдавая значительную часть их стоимости государству, думаю, поток дешевых электромобилей мог бы составить конкуренцию дизельным и бензиновым, создавая все условия для запуска отечественной модели. Появился бы спрос на необходимую инфраструктуру. Бизнес бы строил заправки. И белорусы могли бы понять и оценить преимущества нового средства передвижения. Белорусская Академия наук, безусловно, предприняла шаг в правильном направлении, начиная разработку в перспективной и актуальной сфере. Правда, в нынешних условиях отечественный электромобиль вполне может оказаться невостребованным, ни сейчас, ни через три года. Слишком короткий срок, чтобы избавиться от статуса игрушки. И, на мой взгляд, успех этого проекта невозможен без пересмотра подхода государства к ввозимым в страну электромобилям. И стимулам приобретать машины на электрической тяге в принципе. Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции