Войти в почту

Бензин станет прозрачнее

На рассмотрении в Госдуме находится законопроект Минпромторга об ужесточении оборотных штрафов за продажу суррогатного автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, а также топлива для реактивных двигателей и мазута. Если документ примут, нечистым на руку автозаправщикам будут грозить немалые штрафы — максимально до двух миллионов рублей и конфискация имущества НА КАЖДОЙ ВОСЬМОЙ ЗАПРАВКЕ — ФАЛЬСИФИКАТ По данным Росстандарта, в 2016 году различные нарушения были обнаружены на 18 процентах из проверенных 1536 заправок, при­чем 12 из них торговали топливом с нарушениями физико-химических свойств, то есть, по сути, фальсифи­катом. В 2015 году этот показатель был гораздо выше — 42,5 процен­та. При этом суррогатное топливо нашли на 12 процентах заправок. Уровень нарушений на нефтебазах составил в прошлом году 21,5 про­цента против 40 процентов в преды­дущем году. Сейчас Административный ко­декс предусматривает штрафы за нарушения требований техниче­ских регламентов для должностных лиц в пределах от 10 до 20 тысяч рублей, для индивидуальных пред­принимателей — от 20 до 30 тысяч рублей, для юридических лиц — от 100 до 300 тысяч рублей. Если инициативу примут, то за нарушения требований техниче­ского регламента в части несоот­ветствия характеристик топлива, относящихся к физико-химическим показателям, заплатят штраф в раз­мере одного процента от совокуп­ного размера выручки, полученной от реализации топлива, но не менее 500 тысяч рублей. За повторное правонарушение предусматривается штраф уже в размере двух миллионов рублей или административное приостанов­ление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией имущества. При нарушении требований по маркировке, содержанию необходи­мой информации для потребителей, а также в области обязательного подтверждения соответствия штра­фы составят 100-300 тысяч рублей. Оборотные штрафы появились в КоАП в мае 2007 года по иници­ативе антимонопольщиков — как эффективное средство для защиты конкуренции. Методики расчета штрафа привязаны к выручке на определенном рынке. Росстандарт регулярно проводит проверки качества топлива, в год проверяется 3000 объектов, при­мерно на 1000 из них выявляются нарушения. В основном это наруше­ния качества: превышения по сере, несоответствие октанового числа и наличие недопустимых элементов в топливе. А глава Минпромторга России Денис Мантуров говорил, что после того как в начале года вступил в силу запрет на производ­ство топлива экологического 3-го класса и ниже, нарушений на АЗС стало меньше. По его словам, из 120 проверенных АЗС нарушения есть на 20. Еще в октябре 2015 года прези­дент Владимир Путин на заседании президентской комиссии по ТЭК поручил создать единые требования к производителям в рамках борьбы с фальсификацией топлива. По разным оценкам, годовой обо­рот контрафактного топлива может достигать в России 10 миллионов тонн. В 2017 году всего должно быть выпущено 39,8 миллиона тонн бензина и более 70 миллионов тонн дизтоплива. Критична ситуация с дизельным топливом — в среднем по России доля суррогата здесь достигает 25-30 процентов. На сетевых АЗС нарушений меньше, чем на незави­симых, — 14 процентов против 24 в 2016 году. right25-30процентовдостигает доля суррогата дизельного топлива в среднем по РоссииПредседатель Комитета Государ­ственной Думы по экономической политике Сергей Жигарев уверен, что с этим теневым бизнесом на­до не просто бороться, а пресекать на корню. Тем более что в стране проходит Год экологии и ситуация с контрафактным бензином наносит главный вред именно ей. «Иногда едешь за грузовиком и думаешь: ка­кой вообще и где он прошел техос­мотр, а проблема может быть и не в двигателе, а просто в некачествен­ном бензине, который заливают в бак», — высказался депутат. Он настроен оптимистично и уверен, что повышение штрафов должно остановить нарушителей закона: «Один раз попадет на день­ги, второй раз заплатит огромный штраф и раздумает впредь бодяжить бензин. Служба взысканий судебных приставов у нас тоже работает, поэтому важен не просто факт наложения штрафа, но еще и его обязательная уплата». И СУРРОГАТЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ Вред от поддельного топлива от­личается в зависимости от приме­сей. Есть и хорошие подделки, они безвредны. Сейчас различные присадки можно открыто приобрести по прейскурантам химических ком­паний. Обычно достаточно 11 про­центов химической смеси из арома­тических углеводородов и сложных эфиров, чтобы вытянуть из АИ-92, так сказать, «девяносто пятый». В основном суррогатный бензин изготавливают из тех же компонен­тов, что и настоящий, только меня­ют пропорции присадок. Хотя есть и совсем дикие спосо­бы изготовления контрафакта, что грозит серьезными поломками мо­тора. Некоторые пользуются ком­плексом запрещенных для топлива веществ. К примеру, нафталин по­вышает октановое число аж на 5-6 единиц, а полученную жижу выда­ют за 92-й бензин. После заправки может выйти из строя бензонасос и образуется смертельный нагар вну­три силового агрегата. Соединения бензола более дру­желюбны, их доливают для смяг­чения последствий после растворе­ния нафталина. Но самый простой и страшный способ — это долить ацетон. Он повысит октановое чис­ло, однако смесь начнет растворять резиновые уплотнители и патрубки, забивая продуктами распада двига­тель и топливную систему. После вскрытия мотора внутри можно об­наружить черный осадок. Продаются такие «сорта» топли­ва обычно у частников в канистрах, но и на стационарных АЗС сомни­тельного вида тоже можно нарвать­ся на смертоносный бензин. Как его распознать? Подделка определяется по цвету, запаху и даже на ощупь. Что делать, если автомобиль вы­шел из строя из-за некачественно­го бензина? Необходимо помнить следующее. Заправляясь на АЗС, вы вступаете в правоотношения по ку­пле-продаже товара под названием «автомобильное топливо». А эти от­ношения расписаны нормами Граж­данского кодекса и Закона РФ «О защите прав потребителей» (если, конечно, автомобиль используется для личных целей, не связанных с предпринимательской деятельно­стью). В этих документах сказано, что продавец АЗС несет полную ответственность за качество товара, в том числе и за причинение вреда имуществу потребителя. В статье 14 Закона «О защите прав потребите­лей» написано: вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостат­ков товара, подлежит возмещению в полном объеме. Чтобы обезопасить себя, лучше пользоваться проверенными АЗС распространенных топливных се­тей и сохранять чек до следующей заправки. Но если неприятность случилась и из-за некачественного бензина пострадал ваш автомобиль, то при­звать к ответственности недобро­совестных владельцев заправочной станции вполне возможно. Прежде всего необходимо иметь чек с АЗС — так что после заправки их лучше какое-то время хранить (в противном случае по­терпевшему потребуется собрать свидетельские показания). Почув­ствовав, что двигатель на вновь залитом топливе работает не так, как обычно, необходимо немедлен­но остановиться, вызвать эвакуа­тор и отвезти машину на станцию техобслуживания. Туда же заказ­ной телеграммой можно вызвать представителей фирмы, которой принадлежит заправка, для сня­тия пробы топлива. Факт несоот­ветствия топлива нормативным требованиям поможет определить независимая экспертиза, она же сможет высчитать размер нане­сенного ущерба. С этими документами на руках уже можно подавать претензию ру­ководству заправочной станции; в случае если она будет оставлена без удовлетворения — идти в суд. Пра­вовые отношения между заправкой и водителем регулируются нормами Гражданского кодекса и Законом «О защите прав потребителей». Так, например, буквально на днях Красноярский краевой суд обязал владельца АЗС выплатить миллион рублей водителю внедо­рожника — автомобиль был повреж­ден из-за плохого топлива. Экспер­тиза показала, что бензин был раз­бавлен грязной водой. «К сожалению, не всегда получа­ется так, что люди доходят до суда в случае проблем с машиной из-за некачественного бензина. Лет 10 назад наша общественная органи­зация проводила мониторинг каче­ства бензина, который продают на заправках, это стимулировало их владельцев привести свои дела в порядок», — рассказал «Парламент­ской газете» глава Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов. Он считает, что для неотврати­мости наказания нужно сделать так, чтобы тех, кто разбавляет бен­зин, брали с поличным. ПРОВЕРКА БЕНЗИНА НА КАЧЕСТВО Ее может провести любой из нас. Сначала нужно купить несколько сортов бензина гарантированно высокого качества. Потом отлить немного по разным пробиркам и плотно закупорить. Хороший бен­зин обычно имеет бледно-желтый цвет, а в пробирке становится почти бесцветным. Контрафакт — гораздо темнее. Коричневатая масса — это признак присутствия анилина, ко­торый категорически запрещен. Он влияет на образование смол при сгорании. Ароматические углеводо­роды делают бензин желтым. Дру­гими словами, если бензин АИ-95 не бледно-желтый, то он — некаче­ственный. Неплохой лабораторией по опре­делению качества бензина являет­ся и способность чувствовать от­тенки запаха. Благодаря ей можно распознать десятки и даже сотни химических примесей. Если чув­ствуется сероводород, нафталин или сера, то такой бензин должен насторожить. Но для более точного определения все же стоит сначала запомнить, как пахнет качествен­ный бензин. Можно ли заливать вместо 95-го бензина 92-й? Самый про­стой способ определить плотность топлива — это капнуть его на руку. Если капелька не расползается и собирается в масляное вязкое пят­но, то это верный признак присут­ствия добавок. Если же хочется еще проверок, то после нескольких со­тен километров можно выкрутить свечу из двигателя и посмотреть на цвет пригара. Красный — это признак ферроценов, популярной присадки. Такой же красный нагар образуется и внутри мотора вашего автомобиля. Как фальсифицируют топливо Современные «бодяжники» топлива пошли значитель­но дальше знаменитого Василия Алибабаевича из культового фильма «джентльмены удачи», который раз­бавлял бензин ослиной мочой. Они пускают в ход все, что горит: сырье для нефтепереработки, стабильный бензин, газовый конденсат с добавлением продуктов коксохимических производств для повышения октано­вого числа. И затем базовое «сырье» для того, чтобы придать топливу нормальный вид, чаще всего добавля­ют различные «ингредиенты». БЕНЗИН Тетраэтилсвинец. Добавление раствора тетраэтил­свинца (ТЭС) позволяет увеличить октановое число на 5-10 единиц. Например, этилированный бензин АИ-98 долгое время создавался добавлением ТЭС к бензину АИ-93. Повышает токсичность, меняет температуру сгорания топлива, что приводит к закоксовыванию поршневых колец, клапанов и отложениям на стенках цилиндров. Нафталин. Это средство от моли повышает октановое число на 5-6 единиц. Образует значительное количе­ство нагара в топливной системе и кристаллизуется, забивая шланги, бензонасос и форсунки инжектора. Железосодержащие присадки. Способны увеличить октановое число на 3-6 единиц. Превышение кон­центрации приводит к образованию «ржавого» нагара в цилиндрах, выходу из строя свечей и уменьшению срока службы двигателя. Соединения бензола. Часто для придания бензину «марки» используют бензол, толуол и другие ароматиче­ские углеводороды. Эти соединения, с октановым чис­лом выше 100, намного дешевле ТЭС, да и приобрести их проще, чем тот же нафталин. Бензолосодержащие вещества являются сильными растворителями, которые уничтожают практически все эластичные детали мотора и приводят к активной коррозии. Метил-трет-бутиловый эфир. Добавление 7-11% метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) в бензины делает из 92-го бензина А95. Атомы кислорода в МТБЭ и в его смеси с трет-бутиловым спиртом (фэтерол) улучшают процесс сгорания топлива, повышая экономичность двигателя. Без дорогостоящих присадок-удержателей за несколько часов МТБЭ испаряется, а октановое число бензина падает — возникает детонация. Этиловый спирт. При добавлении 5-20% спирта в бензин октановое число растет на 3-8 единиц (из 76-го можно получить 92-й, а из 92-го — А95 уровня «преми­ум»), при этом улучшается процесс сгорания, возраста­ют мощность и КПД двигателя. В бензин можно добав­лять только обезвоженный спирт, а он стоит дорого. Иначе смесь быстро распадается и октановое число падает: возникают детонация, стук клапанов. Ацетон. Совсем нехитрый способ поднять октановое число до требуемого стандартом уровня. Смесь ацетона с бензином вызывает коррозию металла, разъедает сальники и прокладки. ДИЗЕЛЬ Основные случаи подделки дизеля связаны с продажей топлива сельхозназначения под видом дизеля для со­временных автомобилей. А в холодный период под ви­дом «зимнего дизеля» (не замерзает при отрицательных температурах) продают летнее дизтопливо (застывает уже при минус пяти). Бывали случаи, когда под видом дизтоплива продают даже отработанные масла. Бензин и керосин. Популярный способ сделать из летнего дизтоплива зимнее — добавление туда бензина или керосина, это предотвращает выпадение парафи­нов и дизель не замерзает при низких температурах. Если с бензином или керосином переборщить, они смывают масляную пленку с блока цилиндров. Послед­ствия — капремонт двигателя. Сера и примеси. При недостаточной очистке дизто­плива в нем остается много серы и смолистых веществ. Приводит к повышению температуры сгорания в двига­теле, в результате нарушается его нормальная работа, остаются несгоревшие остатки. Результат — образовы­вается нагар в насос-форсунках и их подклинивает.

Бензин станет прозрачнее
© Парламентская газета