Войти в почту

Терпение, только терпение: греть ли мотор зимой?

Аргументация тех, кто долго и упорно греет двигатель перед зимней поездкой обычно сводится к чрезвычайно "убедительным" фактам, мол "деды-отцы грели". Торопыжки, прыгающие в промерзший автомобиль и, стуча зубами, жмущие на газ, дабы стрелка температуры охлаждающей жидкости поскорее заняла свое законное рабочее положение, парируют: "Предрассудки на высокотехнологичный современный продукт не распространяются, и вообще прогрев в движении происходит гораздо быстрее!". Между тем, у большинства автовладельцев мотор в первые минуты после зимнего пуска нет-нет, да помолотит на холостых оборотах, вне зависимости от их убеждений. Во-первых, очень часто приходится чистить машину после снегопада и отскребать наледь с окон. Во-вторых, некоторым необходимо покурить перед поездкой и подождать, пока обогрев "разморозит" кожаную обивку сидений после ночного простоя. Забегая вперед, отметим, что процедура прогрева важна, но истина, как водится, посередине. Мороз-воевода с дозором Нелюбовь двигателей к пуску в морозы объясняется неравномерностью прогрева: холодный агрегат не может вдруг резко и одномоментно стать горячим. Если говорить о технических жидкостях, то быстрее всего "потеплеет" антифриз, в то время как маслу требуется больше времени. Минеральные смазочные материалы сильно густеют при температуре порядка -20 -25 градусов. Несоизмеримо более популярная синтетика выдерживает температурные режимы поэкстремальнее. С внутренними частями мотора происходит интересная картина, дающая представление, о том, почему, собственно говоря, лучше подождать пару минут, прежде чем отправляться в путь. Быстрее всего прогревается днище поршня от поступления топливно-воздушной смеси, а вот, скажем, области с канавками под поршневые кольца требуется больше времени, поскольку здесь происходит контакт с холодными стенками цилиндров. Каталитический нейтрализатор, находящийся в выпускной системе, греется дольше всего и именно поэтому выхлоп сразу после пуска не шибко экологичен — соты, в которых происходит реакция по нейтрализации вредных веществ, попросту недостаточно нагрелись для полноценной реакции. Кстати, о чистоте выхлопа и совести. Компания Mercedes-Benz вернула в строй рядные "шестерки" вовсе не из ностальгических страданий по славным временам, а исходя из насущной необходимости. На смену "овощному" и оторванному от реальности европейскому ездовому циклу NEDC (New European Driving Cycle) придет куда более объективная общемировая методика замеров WLTP (Worldwide harmonized Light vehicle Test Procedures) и прежние уловки с ней уже не пройдут. "Шесть в ряд" позволяют перенести нейтрализующее устройство как можно ближе к камере сгорания, прогревать его максимально быстро и, таким образом, оперативно приводить токсичность отработанных газов к норме. Сколько километров "жизни" теряет двигатель при холодном пуске — еще одна "горячая" тема, время от времени поднимающаяся в интернет-сообществах. Варианты встречаются разные: одни утверждают, что мотор, оживший в морозной утренней дымке при -25 С за бортом, недосчитается пары тысяч километров, другие ограничиваются цифрой в сотни километров. Кстати, диапазон от нескольких десятков до сотни-другой ряд экспертов считают наиболее реалистичным. Надо понимать, что точную цифру никто и никогда не назовет хотя бы в силу разного технического состояния ДВС, степени износа, конструктивных особенностей и залитого масла. Формула, позволяющая рассчитать волнующую величину, нам никогда не встречалась. Вам, полагаем, тоже. Бить или не бить? Если по педали газа, то однозначно нет. Мы придерживаемся мнения, что двигатель определенно нужно греть! Весь вопрос в том, сколько и как именно. Ждать, пока стрелка температуры охлаждающей жидкости встанет вертикально, вы будете долго и, кстати, за это время подпортите воздух. Считается, что при сильном холоде достаточно подождать до пяти минут: за это время мотор достаточно нагреется и будет готов к умеренным нагрузкам. Повторимся, умеренным! Это означает, что некоторое время лучше двигаться в спокойном режиме при 2000-2500 об/мин., не переходя на повышенные. Конечно, вы вольны поступать по-своему и отправляться в путь сразу после того, как мотор ожил, но не забывайте: дорожная жизнь непредсказуема. Выезжаете вы из двора в благодушном состоянии и вдруг — опасная ситуация, необходимость нажать на газ посильнее. Движок холодный и, как следствие, риск ускоренного износа. Получается следующее: в первые мгновения после запуска, пока масло разгонится по всем закоулкам мотора, агрегат, грубо говоря, работает "всухую". Немаловажно и то, что старт в туманную даль без предварительного прогрева на месте не позволяет ДВС в должной степени подготовиться к привычным нагрузкам. В частности, туго приходится канавкам поршневых колец, которые разрушаются под воздействием повышенных нагрузок в непрогретом состоянии. Другой вариант — автомобиль застрял и приходится вытягивать его из снежной западни газом. Уважаемый читатель наверняка усмехнется: что мешает подождать чуть-чуть и только потом учинять спасательную операцию общерайонного масштаба по вызволению засевшей зверушки? Давайте начистоту — окажись вы в подобной ситуации, то продолжили бы прогрев, вися в сугробе, или начали незамедлительно "решать проблему"? То-то же. Другой пример — душа банально захотела рок-н-ролла, читай, бодрого старта Привычка заводить движок и рвать с места, как это практикуют некоторые индивидуумы, способна сделать свое черное дело. Если агрегат не дал дуба после десятка-двух таких стартов, то это отнюдь не означает, что вы сознательно не сокращаете его ресурс. Напомним про один секрет, который для многих никаким секретом не является — не включайте на полную катушку печку сразу после поворота ключа зажигания. Толку от этого никакого: теплый воздух из дефлекторов пойдет лишь после мало-мальского прогрева мотора, поскольку печка отбирает тепло у ДВС. Ведь именно ее включают в летнюю жару при риске перегрева. Ну, а если желание садиться в теплый автомобиль непреодолимо, то автозапуск вам в помощь. Отметим и такое замечательное устройство как предпусковый подогреватель двигателя, который также позволяет привести температурные условия пребывания в салоне к человеческим. Фильтр для ушей прилагается У автопроизводителей свой взгляд на проблему. Компании как правило всячески успокаивают клиентуру доверительно кивая, мол, в морозы прогрев не нужен. Что ж, брендам важна бесперебойная работоспособность машины в гарантийный срок, а ее дальнейшая судьба — головная боль исключительно второго, третьего или сто третьего владельца. И не надо обманывать себя иллюзиями — маловероятно, что какой-нибудь именитый производитель нынче так же озабочен безграничным ресурсом двигателя, как двадцать-тридцать лет назад. Нынче балом правит экология, требующая жертв. Нам же остается холить и лелеять наши машины и не забывать о простых правилах. Подождав несколько минут, вы не обкрадете себя, зато определенно продлите жизнь недешевому агрегату.

Терпение, только терпение: греть ли мотор зимой?
© Авторамблер