Ещё

Московский каршеринг: что нового? 

Фото: CarClub
Несколько лет назад в России появилась новая услуга — каршеринг, или краткосрочная аренда автомобиля. С появлением компании «Делимобиль» осенью 2015 года сервис обрел популярность. Демократичные цены, бюджетные, но новые Hyundai Solaris и бесплатная стоянка в зоне платных парковок пришлись по сердцу столичным водителям. И сегодня количество поездок на арендованных машинах только в Москве исчисляется миллионами, а транспорт в фирменной серо-оранжевой расцветке уже не вызывает удивления даже за МКАД.
С тех пор в сфере кратковременной аренды автомобилей произошло немало изменений. Увеличилось количество операторов, вырос и стал разнообразнее автопарк, изменились тарифы, условия и зоны использования арендованных транспортных средств. Кстати, в этом году несколько компаний открыли филиалы и в других российских городах. Например, в Сочи, Санкт-Петербурге, Анапе, Пятигорске, Уфе, Новосибирске. Иными словами, новый сервис шагает по стране, завоевывая всё новых поклонников.
За 2017 год число операторов каршеринга только в столице выросло вдвое, а сейчас, в начале 2018-го, их уже 13. В фирменной «ливрее» столичного каршеринга можно встретить не только седаны и хэтчбеки В-класса. В прошлом году в прокате впервые появились кроссоверы. Все началось с оператора EasyRide и машин Renault Kaptur с 1,6-литровым двигателем и вариатором. Одна минута использования вседорожника оценивается в 10-12 рублей. Позднее эти же машины закупил и «Делимобиль».
Большинство новых компаний на рынке появилось с наступлением осени. Так, одним из самых бюджетных стал сервис Carenda, предлагающий несколько десятков автомобилей по 5 или 6 рублей в минуту. Пока что в автопарке фирмы есть Kia Rio, Ravon R2 и Hyundai Solaris. За пять рублей в минуту можно арендовать и отечественную «Ладу Гранта» с автоматической коробкой передач. Ставку на вазовские машины сделал оператор «Карусель». До него самыми недорогими каршеринговыми автомобилями оставались «Равоны» и «Датсуны». Пусть не породистые, но все же формально иномарки.
Все больше операторов предлагают не только поминутную оплату. Есть возможность оплатить аренду сразу на несколько часов или сутки. Последний вариант для бюджетного седана обойдется в сумму порядка 2000 рублей. Удобно, если машина нужна вам для поездки за город или для разъездов по мегаполису по делам, которых накопилось немало.
Произошли изменения и в парке уже известных компаний. В частности, BelkaCar начала давать в аренду автомобили премиум-сегмента Mercedes-Benz CLA. После этого в парке YouDrive появились микровэны BMW Active Tourer, Car5 приобрел седаны Hyundai Genesis. Anytime закупил Audi A3 и Q3, он же первым предложил своим клиентам воспользоваться экологически чистыми BMW i3. Правда, с определенными ограничениями. Во-первых, пользователь должен иметь определенный уровень в системе, да и стоит удовольствие не совсем бюджетно: 1000 рублей за час или 12 000 «деревянных» в сутки. Машин всего десять, так что при желании опробовать современный баварский электромобиль придется его поискать. Растет популярность кроссоверов. Renault Kaptur в каршеринге уже прижились, работают в нем Nissan Qashqai и X-Trail, Mercedes GLA, ожидается приход Hyundai Creta.
А вот сервис FlexCar с Datsun mi-DO и Renault Sandero, о запуске которого было объявлено еще в 2016 году, так и не смог найти свою нишу. Так что осенью создатели проекта закрыли его, но взамен представили Lifcar, автопарк которого будет состоять из кроссоверов Lifan X50. Руководители обещают вывести на столичные улицы четыре тысячи машин. Хотя сегодня их насчитывается всего около сотни.
«Делимобиль», BelkaCar и Anytime, лидеры рынка, давно уже смекнули, что на арендованных машинах удобно ездить не только по личным делам, но и в отпуск. А именно — в аэропорт. И заключили с «Шереметьево» договор, предусматривающий отдельную зону парковки. Позже подтянулись другие операторы и воздушные гавани. Сегодня оставить каршеринговый автомобиль можно в любом из четырех аэропортов, включая нераскрученный пока «Жуковский».
Еще больше увеличится число операторов в наступившем году. Так, из-за большой конкуренции запуск сервиса Flashcar с Hyundai Creta и Solaris перенесли на 2018 год. Хотя мы сомневаемся, что конкуренция в сегменте станет ниже. В обозримом будущем она только обострится. Не менее интересен совместный проект итальянской фирмы Enel и российского фонда прямых инвестиций. Партнеры планируют запустить в Москве прокат электрокаров. Но перед запуском еще необходимо подготовить инфраструктуру, так что перед выводом 400 обещанных «зеленых» машин придется оборудовать зарядные станции для них. Которых в столице сегодня фактически нет.
Даже «Яндекс» не обошел своим вниманием каршеринг. Холдинг уже объявил о запуске в феврале этого года собственного сервиса под названием «Яндекс. Драйв». Мобильное приложение готово, автопарк компании станет состоять из Kia Rio, Rio X-line и Renault Captur, а пользователи сервиса уже сегодня могут получать до 20% на свой счет от стоимости поездок на такси.
Недалек тот день, когда завершать аренду можно будет на всей территории Московской области (сегодня это можно делать не у всех операторов и лишь в нескольких городах).
Вместе с ростом популярности растет и рост нарушителей, пытающихся прорваться за руль арендованной машины. Многие компании уже создали собственные «черные списки», попасть в которые можно за систематические нарушения правил пользования сервисом или регулярные нарушения ПДД. В частности, без права пересмотра «забанят» за нетрезвую езду, вандализм, использование фальшивых аккаунтов. Нарушителей, к слову, находится немало. У небольших операторов счет идет на сотни, а у «Делимобиля» перечень нарушителей уже разросся почти до полутора тысяч пользователей. Есть предложение создать общий для всех операторов список. Пока идею обсуждают, разные компании выдвигают свои идеи для борьбы с нарушителями. Например, установка алкозамков или регистраторов с возможностью съемки происходящего в салоне. В этом плане дальше всех пока что пошел столичный YouDrive, который уже сегодня просит сделать селфи перед началом поездки.
Рынок каршеринга развивается всего третий год, но в 2017-м это происходило особенно бурно. Если нынешний год не сбавит обороты, то только в столице количество операторов может вырасти до двух десятков. И тогда неизбежен передел рынка со слияниями, поглощениями, союзами и прочими подобными явлениями. И приход крупного игрока в лице «Яндекса» может сильно изменить расклад сил. Вплоть до появления единого агрегатора.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео