Войти в почту

Кто остановит «хлам на колесах»?

«Во Владимире загорелся автобус МЧС, ехавший в противопожарный рейд по торговым центрам», — новость последних дней звучит как издевка. На этой неделе сразу несколько регионов отметились опасными инцидентами со старым транспортом, и как минимум в двух случаях машины перевозили детей. Почему же российские дороги становятся пристанищем для автобусов-«убийц»? Новости о ЧП на транспорте все больше напоминают сводки с фронта. В Кемеровской области загорелся корейский автобус Ssang Yong Istana, который перевозил детскую волейбольную команду. Во Владимире пришлось срочно пересаживать со старенького «пазика» журналистов и сотрудников МЧС, которые отправились в рейд по торгово-развлекательным центрам. Полиция Германии остановила неисправный «Неоплан» со школьниками из Санкт-Петербурга. «У машины не работали левый передний и правый задний тормоз, болтался бензобак, все тормозные диски были полностью стерты, подвеска переднего моста сломана, а глушитель поврежден так сильно, что мог в любой момент загореться», — передает Deutsche Welle. Во всех случаях, слава богу, обошлось без жертв, но не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: проблема носит комплексный характер. Машины, попавшие на днях в «дорожные передряги», выпущены на разных заводах и даже в разных странах. Единственное, что их роднит – долгий срок эксплуатации: 15, а то и 20 лет. Такая техника давным-давно выработала свой ресурс и не соответствует современным нормам безопасности. Даже если ее когда-то на совесть собрали рабочие эталонного немецкого предприятия. Но как раз в Европе подобных «ветеранов» и не увидишь: во многих государствах ЕС на туристические и регулярные маршруты запрещено выводить транспорт старше 8 лет. В Великобритании средний возраст автобусов составляет 5,9 лет, в Дании – 6 лет, во Франции – 7,7 лет. В нашей стране разве что Москва может похвастаться молодым автопарком: за последние годы столица закупила около 6 тысяч машин и обновила подвижной состав на 95%. А депутаты Московской области готовятся рассмотреть законопроект, который установит запрет на эксплуатацию автобусов старше семи лет. Но в целом ситуация у нас плачевная: свыше 60% автобусного парка – старше 10 лет. Парадокс в том, что постановление Правительства, запрещающее использование техники старше 10 лет хотя бы для перевозок детей, существует. Но введение этого ограничения в силу постоянно откладывается. Отсрочку лоббируют частные транспортные компании и российский союз туриндустрии, которые не хотят инвестировать в обновление парков, и кругом заявляют о том, если автобус – иномарка, то использовать его в любом возрасте, мол, настолько они надежные и безопасные. Однако инцидент в Берлине с немецким же «Неопланом», пригнанным из России, показал, что в таком состоянии автобусам не разрешают даже ездить. А у нас на них отправляют школьников в дальнее путешествие. «Ладно хоть немецкие власти заботятся о российских детях», — иронизируют пользователи соцсетей. — Рост количества ЧП со старой техникой — это свидетельство того, что ситуация со старением парка в России становится критичной, — предупреждает вице-президент «Группы ГАЗ» Елена Матвеева. — У техники любой марки, выработавшей свой ресурс, высоки риски замыкания электропроводки или отказа тормозной системы, рулевого управления и других элементов активной безопасности. Затягивание этого вопроса усугубляет ситуацию. С каждым годом парк стареет, а количество ДТП из-за отказов техники на дорогах растет. Необходимо ввести на федеральном уровне ограничения на старую технику в пассажирских перевозках, иначе уже в ближайшее время мы столкнемся с необратимым ростом количества техногенных катастроф. — То, что введение новых правил отложили на год, — уже плохо. То есть, мы осознанно жертвуем безопасностью детей, потому что не хочется нести дополнительные затраты. А дополнительные доходы будут детскими жизнями «оплачиваться»? — комментировал летом прошлого года первый зампред комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Савельев. В последнее время Россия потеряла слишком много людей в техногенных катастрофах, и дальше так жить нельзя. Только после очередных трагедий по всей стране начинают судорожно наводить порядок с точки зрения пожарной безопасности торговых заведений. Увы, так заведено у нас: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Но неужели, чтобы власть обратила внимание на очевидные проблемы в транспортной сфере — нужно дождаться новых катастроф? Источник