Как были устроены первые летающие автомобили?
Стать не то, чтобы массовым, даже просто штучным у него не получилось. Да и вообще, за прошедший век скайкары так и не сумели отвоевать место под солнцем. А были ли у них шансы? Autoplane от Гленна Кертисса 1917 года Для своего скайкара Гленн Кертис использовал узлы от автомобиля Ford T. А на кузов он водрузил три ряда крыльев, чей размах превышал 12 метров. Трехместный модуль же был оснащен пластиковыми окнами, колесами и обогревателем. В задней части находился толкающий пропеллер, который приводил в движение (посредством ременной и цепной передачи) авиационный двигатель Curtiss V8 мощностью в 100 лошадиных сил. Сам же силовой агрегат располагался в передней части. Кроме пропеллера, он "активизировал" и задние колеса через коробку передач и карданный вал. Максимальная скорость, которую сумел развить Autoplane, составляла 105 км/ч. Но до полетов, в прямом понимании этого понятия, дело так и не дошло. Скайкар сподобился лишь на несколько затяжных прыжков. На этом испытания и закончились. Во время испытаний никто не погиб, что уже само по себе, как показало время, было выдающимся достижением. Летающий автомобиль от Павла Гроховского 1935 года Павел Игнатьевич — человек неординарный с огромным талантом, который ему в полной мере так и не позволили раскрыть. Этот он еще в начале 30-х годов возглавил работы по созданию и испытанию технических приспособлений для десантирования, в том числе и хлопчатобумажных грузовых парашютов, контейнеров и так далее. Мотопланер Г-31, самолеты Г-37, Г-39 "Кукарача" и многие другие летательные аппараты — его работа. В списке проектов также значатся: бронеавтомобиль на воздушной подушке, танк-аэросани, ручной противотанковый гранатомет. А с середины 30-х годов он, став начальником Экспериментального института Наркомата тяжелой промышленности и вооружения РККА, начал работу над уникальным для СССР летающим автомобилем, лишенным стабилизатора и фюзеляжа. Но дальше одного опытного образца дело не пошло. Гроховский оснастил свое детище крылом и двумя авиационными силовыми агрегатами, выдавшими в общей сложности более 200 лошадиных сил. В качестве капсулы с пилотом был задействован Ford 40. Когда началась война, стало уже не до экспериментальных скайкаров. К тому же, в 1942 году Павла Игнатьевича арестовали, а в 1943 - его расстреляли. В 1957 году конструктор и изобретатель был реабилитирован посмертно. "Стреломобиль" от Вальдо Уотермена 1937 года В 1937 году конструктор и изобретатель Вальдо Уотермен вместе с компанией Studebaker представил опытный образец своего скайкара под названием Arrowbile - "Автомобиль-стрела". Этот "стреломобиль" оснащался силовым агрегатом для вращения заднего пропеллера, выдававшим 100 л.с., и трехступенчатой коробкой передач. Трехколесное творение Уотермена вмешало в себя двух человек и поклажу. Из технических приспособлений в аппарате находились компас, высотомер и спидометр. Перед полетом на Arrowbile требовалось установить съемные крылья - эта процедура занимала несколько минут. В полном "обмундировании" скайкар весил около 900 килограммов. В воздухе он развал скорость порядка 200 км/ч, на суше — немногим более 100 км/ч. В отличие от предшественников, этот аппарат мог ездить как полноценный автомобиль. Нужно было лишь снять крылья и пропеллер. 21 февраля 1937 года состоялись испытания, которые признали удовлетворительными. Таким образом Arrowbile стал первым в истории жизнеспособным летающим автомобилем. Уотермен рассчитывал продавать свои творения без крыльев, позиционируя их как мотоциклы. А если владелец "Стрелы" захотел бы полетать, ему необходимо было приехать на аэродром. И здесь взять в аренду крылья. Проект просуществовал до 1957 года. За это время было собрано всего пять скайкаров. Но повышенная опасность, связанная с посадкой и общей ненадежностью конструкции, поставили крест на детище Уотермена. Послевоенные попытки В 1946 году изобретатель Роберт Фултон представил свое видение аэромобиля — Airphibian. Любопытно, что именно его "Воздушная амфибия" стала первым в истории летающим авто, получившим сертификат Управления гражданской авиации Соединенных Штатов. Аппарат оснащался шестицилиндровым мотором мощностью в 165 л.с. и трехлопастным пропеллером. А модуль представлял собой четырехколесный открытый кузов, сделанный из алюминия. За считанные минуты к нему присоединялся фюзеляж с крыльями и стабилизатором. Без летного обвеса "Воздушная амфибия" разгонялась на дороге до 96 км/ч. В полете же она развивала чуть более 190 км/ч. Полный вес летательной машины составлял 953 килограмма. Всего Фултон сумел создать четыре машины, однако проект пришлось закрыть, поскольку закончились средства. А спонсоры так и не появились. Изобретатель Теодор Холл начал работа над скайкарами еще до войны. В 1939 году он создал опытный образец двухместного аппарата XCP-1. Но этот проект оказался нежизнеспособным. Поэтому Холл быстро от него отказался. Когда отгремела война, Холл вместе с компанией Convair принялся за создание аж целого семейства скайкаров. И уже в 1946 году на первые испытания отправился двухдверный прототип Model-116, оснащенный скромным мотором мощностью 26 л.с. На крохотный, почти мультяшный модуль, были надеты крылья, хвост, фюзеляж и оппозитный силовой агрегат с отдачей 90 л.с. Причем в разобранном состоянии все эти запчасти планировалось перевозить в прицепе. Несмотря на странный и неказистый вид скайкара, его испытания прошли весьма успешно. За короткий период машина совершила 66 вылетов, а ее максимальная скорость составила 181 км/ч. Но Холл решил не останавливаться на достигнутом. И в 1947 году он протестировал новое творение - Model-118. На сей раз изобретатель уделил много внимания опорному модулю, сделав его приятным с эстетической точки зрения. По сути, это был полноценный автомобиль с кузовом из стеклопластика. Конструкция же осталась прежней. На третьем испытании произошла трагедия — закончилось топливо. Вместе с Model-118 рухнули и надежды создателя на выпуск 160 тысяч экземпляров в год. В 1949 году Молт Тэйлор продемонстрировал Aerocarярко-желтого цвета и серебристым фюзеляжем. Вскоре он создал три аппарата, которые по технической начинке друг от друга практически не отличались. Самое главное отличие — цвет. Тэйлор создал четырехколесный модуль из стеклопластика, вмещавший в себя 2 человека. На эту основу уже навешивались крылья, хвост, пропеллер и фюзеляж. Модуль мог передвигаться по обычной дороге (все добро складывалось в прицеп с опорными колесами). Процесс превращения обычной машины в скайкар занимал порядка 15 минут. Тейлор проявил конструкторский гений в том, что привод передних колес он "пропустил" через трехступенчатую "механику". А ее, в свою очередь, активизировал оппозитный 143-сильный авиационный двигатель Lycoming, расположенный за сиденьями. Для комфортного движения по обычным дорогам, машина оснащалась пружинной подвеской, тормозом с гидроприводом, электрогенератором, никель-кадмиевой батареей, электрическими стеклоочистителями, спидометром, зажигалкой и баком на 89 литров. В движении по земле Aerocar разгонялся до 107 км/ч, в воздухе — 178 км/ч. В 1968 году Тэйлор создал Aerocar-III. Его модуль внешне сильно напоминал Jaguar E. Аппарат, оснащенный силовым агрегатом на 140 л.с., в полете развивал скорость до 215 км/ч. До последнего Тэйлор надеялся, что его детища все-таки станут серийными. Но чуда так и не произошло. И в 1970 году он прекратил работу над скайкарами. Ну и, конечно, нельзя обойти вниманием Mizarот инженера Генри Смолински. Свое детище, созданное из купе Ford Pinto и самолета Cessna Skymaster, он продемонстрировал в 1973 году. Аппарат оснащался авиационным силовым агрегатом Continental мощностью 210 л.с., которого было достаточно, чтобы скайкар развивал скорость до 250 км/ч. Первый полет прошел успешно, но… уже во время следующего у аппарата в воздухе отвалилось крыло. В той катастрофе погиб и сам создатель. Конечно, после этого к Mizar уже не возвращались. А ведь этот скайкар должен был засветиться в одном из фильмов о Джейсме Бонде. Из-за трагедии создателям картины пришлось срочно менять "летуна". Эта роль досталась АМС Matador. Да и то, с крыльями этот спортивный автомобиль появился лишь в одном эпизоде. А в полет вместо настоящей машины отправился муляж. После провала Mizar на скайкарах был поставлен крест. Изобретали признали, что данное направление — не только опасное, но и тупиковое. Поэтому современные аппараты, именуемые аэромобилями, с теми "летунами", да и вообще с автомобилями, не имеют ничего общего. Павел Жуков