Бойкот «Яндекс.Такси». Что стоит за забастовкой водителей

Российские таксисты намерены провести 10 апреля бойкот службы заказов «Яндекс.Такси». По сообщениям в социальных сетях, к акции собираются присоединиться водители Москвы, Сочи и ряда других городов страны. Во время забастовки заказы, поступающие от популярных сервисов, приниматься не будут. Таким образом шоферы решили выразить недовольство действиями агрегаторов и привлечь внимание государства к своим проблемам. О том, как живется рядовым перевозчикам, сколько они получают и чем не довольны, рассказал «360» председатель межрегионального профсоюза таксистов Ярослав Щербинин. Последняя капля По словам Ярослава Щербинина, главная претензия к агрегаторам — регулирование условий работы с ними в одностороннем порядке. Захотелось изменить тарификацию, они это делают. Захотелось изменить условия работы, к примеру, увеличить проценты своего вознаграждения, они это делают. Захотели дать приоритет по тому или иному признаку, к примеру за рекламу, которую возят на машине, делают и это. Платят все одинаково, но они выбирают, кому чаще давать заказы — Щербинин. Он пояснил, что такая ситуация не устраивает водителей и даже автопарки, откуда начали массово уходить таксисты. Последней каплей стало изменение процентов ни на чем не основанное, не аргументированное, грубо говоря, «мы хотим больше зарабатывать и будем делать это за счет водителя» — пожаловался профсоюзный лидер. Куда смотрит ФАС? Для вас, наверное, не секрет, что в «Яндекс. Такси», да и в других агрегаторах, большое количество работающих похожи на иностранцев. По нашей статистике, от 50 до 70% таких водителей приезжают по заказам. Они не трудоустроены, у них нет разрешения, но они работают, конкурируют с россиянами. Кто-то в Москве обязан в желтый цвет, шашки, путевые листы и прочее. А Московская область — белые машины без опознавательных знаков, часто без путевых листов, без страховки, без ТО — Щербинин. Щербинин считает, что это — недобросовестная конкуренция. Прежде всего, вопросы в этом отношении к Федеральной антимонопольной службе (ФАС). «Яндекс» в Москве — безусловный монополист. 80% заказов «Яндекс» и Uber. Они же вместе соединились. Естественно, они диктуют свои условия работы, ни с кем не считаясь. А ФАС на это почему-то не реагирует — Щербинин. Фото: РИА «Новости» / Михаил Фомичев Сколько зарабатывает таксист Мы спорили с агрегатором и проводили экспресс-расчеты в департаменте транспорта по доходам водителей. «Яндекс» сказал, что шофер, по их подсчетам, в час зарабатывает 450 рублей. Мы посчитали: 4,5 тысячи за 10-часовую смену. Из них вычитаются проценты «Яндекса», аренда автомобиля, бензин, и у водителя остается порядка 800 рублей. Представляете, за 10-часовую смену 800 рублей! Правда, если он еще поработает 2–3 часа, то он может до двух тысяч дотянуть. Представляете, работать 12–14 часов и получать две тысячи? — Щербинин. Лидер профсоюза добавил, что, поскольку машину еще надо оплачивать с одним выходным днем в неделю, то получается, что водитель работает примерно 26 дней в месяц. Вот за 26 дней в месяц он, по факту, зарабатывает в среднем 50, иногда 55 тысяч. Иногда бывают какие-то исключения, но если распределить годовую общую зарплату, она не будет при таком графике больше 50 тысяч. Представляете, человек гробит свое здоровье, а это реально — Щербинин. Смертельно опасная работа По его словам, уже известны трагические случаи, вызванные непосильными нагрузками на таксистов. Я не буду называть парки, но в последние месяцы несколько крупных парков сообщили, что водители у них погибают. В авариях, просто здоровье не выдерживает. Один парк назвал трех человек, а второй — пять. Человек теряет здоровье, либо в аварию попадает, либо умирает, сердце, инфаркт — Щербинин. «Яндекс» хочет быть сбоку Щербинин напомнил, что «Яндекс» — монополист. У него — самое большое количество заказов. Он является основным заказчиком моды игры на рынке. Остальные диспетчерские просто подстраиваются под него. Они пытаются выдавать лучшие условия водителям или пассажирам, но это происходит только за счет доплат. Крупные диспетчерские получают определенные дотации, в том числе и «Яндекс». Когда они заходят на рынок в новый регион, они начинают использовать такую тактику как демпинг цен, и при этом доплату водителям. Все местные компании разоряются, у них нет возможности конкурировать с агрегатором российским или международным. И после того как они завоевали рынок, они диктуют свои условия и по ценам и по комиссиям — Щербинин. Глава профсоюза указал на явное несоответствие законного статуса агрегатора с его ролью в трудовых отношениях с водителями. В этом, с его точки зрения, основная проблема, которую необходимо решить. Понимаете в чем проблема, агрегаторы являются работодателем, распределителем заказов, работы для водителя. Но при этом, по закону, они становятся информационной какой-то компанией, которая, вроде как, ни за что не отвечает и ни перед кем не отчитывается. Даже не отрасль транспорта. В этом и парадокс. И диктует политику на рынке такси. Назначает стоимость проезда, условия работы водителю. По сути они — работодатели, но они избегают этих отношений. И становятся в позицию: они сбоку — Щербинин. В день забастовки — 10 апреля, ее участники не будут принимать заказы, поступающие от сервисов, пишет «Газета.ru». Водители из ряда регионов, в том числе Москвы, Рязани и Сочи призывают своих коллег на форумах и в соцсетях отказаться в этот день от заказов популярных агрегаторов. «Кому не безразлично повышение процентов от яндекс такси! Поддержите таксистов! 10 апреля 2018 года в Москве планируется акция… Пишите жалобы в ФАС…, поддержите нас. Мы пишем такие сообщения везде где можем, по всем таксопаркам, помогите повлиять на ситуацию!», — пишут таксисты. К моменту выхода материала, пресс-служба «Яндекс. Такси» не ответила на запрос телеканала «360».

Бойкот «Яндекс.Такси». Что стоит за забастовкой водителей
© 360tv.ru