Войти в почту

Куда укатило социальное такси, купленное на президентский грант?

Речь идёт о специализированном микроавтобусе и средстве передвижения по лестницам - ступенькоходе. Технику закупили после того, как известная в крае НКО «Ковчег» выиграла президентский грант. На реализацию проекта «Служба «Социальное такси» организация получила 2,2 млн руб. С одной стороны, логично, ведь «Ковчег» имеет опыт работы подобной службы во Владивостоке. Однако представители инициативной группы Хасанского района жалуются: особенное такси ехать в глубинку не торопится. Конфликт нарастает. От мечты до реализации Корреспондент «АиФ-Приморье» поговорила с жительницей Славянки Юлией Красновой, которая утверждает, что проект по социальному такси написан ею лично. Много лет она думала над вопросом - как спуститься инвалидам на улицу с верхних этажей многоэтажек, если пандусы и другие блага программы «Доступная среда» до них ещё не дошли? - Люди годами сидят в квартирах, не имея возможности спуститься, - рассказывает женщина. - Не только инвалиды, но и пожилые, получившие тяжёлые травмы. Однажды узнала, такое есть приспособление - гусеничный ступенькоход, с его помощью можно спокойно передвигаться по лестнице колясочнику. Техника тяжёлая, её нужно на чём-то перевозить. Так родилась идея о специализированном автобусе или такси, которые были бы оборудованы ступенькоходом. Сказать, что это ноу-хау, нельзя. Подобные такси работают в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Николаевске. Суть проекта: сначала человека с помощью ступенькохода спускают на инвалидной коляске на улицу, затем специализированный автомобиль или микроавтобус довозит нуждающегося по указанному адресу. Транспорт оборудован аппарелью и местами крепления инвалидных колясок. Все действия выполняются бесплатно водителем такси. На реализацию проекта нужны деньги. Мечты должны сбыться с помощью президентского гранта. - Мы обратились к руководителю «Ковчега» Артёму Моисеенко, - продолжает Юлия Краснова. - Грант разработан для НКО, а у нас подобной организации не было. Когда грант выиграли, Артём взялся его выполнять. Сказал, что заберёт машину «Ковчегу», а в Славянке будет филиал НКО. Эти слова подтвердил представитель власти, приехавший в Славянку по просьбе жителей района. До сих пор филиала нет, констатируют жители. Затянуты сроки по гранту. Непонятно, каким образом создадут целую службу - с водителями высшей категории, диспетчерами, техниками? - Люди, лишённые движения, благодаря такому транспорту начинают оживать, - добавляет собеседница. - Получается, у народа отнимают данную ранее надежду? - Юлия Краснова, безусловно, хороший человек, - ответил руководитель общественной организации инвалидов «Ковчег» Артём Моисеенко. - Постаралась, написала проект. Правда, не совсем самостоятельно, ей помогало несколько людей, к примеру, фонд «Энергия участия» её консультировал, наше общество поддержало, проект мною лично одобрен. Когда грант выиграли, она захотела сама этим такси обладать. Не посчиталась с тем, что я руководитель организации, которая 17 лет трудится на благо общества, принося огромную пользу. Руководитель «Ковчега» настаивает, что женщина дискредитирует деятельность организации. Просит переписать такси на некого человека, а сама планирует уехать в другой город. - На данный момент установлен контакт с главой Славянского поселения, - сообщил Артём Моисеенко. - Микроавтобус и все спецприспособления куплены. Транспорт оформлен, установлена кнопка ГЛОНАСС, получена страховка, пройдён техосмотр. Выйдет в эфир телесюжет, продолжится информационно-разъяснительная кампания. Думаю, на этой неделе автобус начнёт работать в Хасанском районе. Будет диспетчер и водитель, - заверил общественник. Ведь люди ждут. Призвал спокойно и с радостью работать дальше. Оставить конфликты в стороне. Пуд соли Если подумать без лишних эмоций, станет понятно, что воплотить в жизнь проект «Социальное такси», что пуд соли съесть. Для начала определить - для кого предназначен этот транспорт? Инвалидов первой группы? Колясочников? Людей с перенесённым инфарктом, инсультом, после тяжёлой операции? А детей во внимание примем? Число нуждающихся - огромное. К примеру, в той же Славянке 17 инвалидов, передвигающихся с помощью колясок. Реальное же число пропадающих на верхних этажах многоэтажек - несколько сотен. - При нашем обществе социального такси никогда не было, - высказывается председатель краевого общества инвалидов Ольга Деревова. - Несколько лет назад «Ковчег» получил четыре микроавтобуса, создана инваслужба - для широкой аудитории лиц с ограниченными возможностями. По словам инвалидов, если один автобус ходил по городу - хорошо. Каждый десятый житель Владивостока имеет ту или иную степень инвалидности, каждый 20-й - член общества инвалидов. Даже если бы такси работало идеально, на всех его не хватило. Альтернативы возможны? - Пример отлаженной работы социального такси - в московском обществе инвалидов, - добавляет Ольга Деревова. - Диспетчеры, водители, ремонтники находятся на балансе администрации. А в Большом Камне и Артёме по просьбе власти таксомоторные компании выдают бесплатные талончики. Это оптимально - никаких проблем с бензином, ремонтом, стоянками. То, что хорошо инвалиду-колясочнику, опасно для слепого. Навороченные технические приспособления могут стать причиной травмы для человека невидящего. Тем временем такси для незрячих так же необходимо, чтобы жить, включиться в социум, свежим воздухом дышать. - Такси, прежде всего, необходимо для слепых людей с первой группой инвалидности, - считает руководитель школы «Белая трость» Инна Вербицкая. - Как часть реабилитации и социальной адаптации в социуме. Решается проблема доступности социальных учреждений, магазинов, больниц. Это как трость для слепого. Нас не понимают, говорят - есть ноги, так идите! Для слепых в городе нет ориентиров. Недавно обучали незрячего маршруту от дома до магазина: тротуаров нет, наставили машин, идти невозможно. Неужели нельзя что-то сделать в рамках федеральной программы «Доступная среда»? Где есть то, чего нет? - Такси как бы есть, но его нет, сложно всё, - сказал руководитель общественной организации инвалидов «Милосердие» Эдуард Ахтырцев. - Обращались в инваслужбу два раза. В первый раз заявку не приняли, во второй - приняли, но водитель накануне вдруг исчез по неопределённым причинам. Больше не пытаемся. Мы тоже думаем, как развивать это направление. Возможно сотрудничество с таксомоторными компаниями. Правда, простое такси не всем инвалидам подходит, кому-то нужна специализированная техника. А она массово не выпускается. Нужны немалые финансовые вливания в это дело. Одна из болезненных тем - трудоустройство инвалидов-колясочников. Вроде стали устанавливать пандусы в подъездах. Но дальше магазина человек на коляске не поедет. Подходящие для них «Манны» от мэрии ходят по ограниченному маршруту. Проблематично спортсменам выехать на соревнование. Рассказывали - человек дозвонился до инваслужбы, поинтересовался: попросили тысячу рублей за то, что отвезут его от Снеговой пади до тысячекоечной больницы. Проблема транспортной недоступности характерна в целом для России. Социальные такси часто закрываются по причине нерентабельности. В одном из городов, например, всех нуждающихся доставляют безвозмездно в одну сторону. Обратно - только платно. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Президент Приморской федерации спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата Андрей Смолянников: - Наша организация существует не так давно, но, конечно, с проблемой нехватки транспорта сталкивались. По президентскому гранту открыли бесплатную автошколу для инвалидов. В перспективе - развитие социального такси. По-хорошему этим должно заниматься государство, администрация, чтобы был порядок и контроль. Обеспечить техническое обслуживание, создать рабочие места - для общественной организации затратно. МНЕНИЕ ВЛАСТИ Директор краевого департамента внутренней политики Павел Ясевич: - Зачастую маломобильным людям сложно посещать культурные мероприятия, социально значимые учреждения. Они испытывают недостаток свежего воздуха, живого общения. Малоподвижный образ жизни неблагоприятно отображается на их здоровье. Проект позволит решить эти проблемы, ускорить интеграцию людей с ограниченными возможностями в общество. Основной локацией проекта станет посёлок Славянка, так как там находится наибольшее количество многоквартирных домов. По мере необходимости будут осуществляться выезды в другие населенные пункты района. КСТАТИ Конкурс на получение поддержки для некоммерческих организаций в России ежегодно проводится Фондом президентских грантов для развития общественных инициатив и волонтёрского движения.

Куда укатило социальное такси, купленное на президентский грант?
© АиФ-Владивосток