Сколько лет стояли в очереди на Инвалидку в СССР

Последствия войны После окончания Второй Мировой войны по всему миру насчитывались миллионы бывших солдат, ставших калеками. И во многих странах автопроизводители по указанию правительства начали создавать машины, пригодные для людей с ограниченными возможностями. Например, в Британии производители трехколесную Thundersley Invacar. Правда, она оказалась крайне небезопасной, поэтому от нее со временем отказались. А вот в СССР к созданию транспорта для инвалидов подошли с большей ответственностью. Еще в начале 50-х годов Серпуховский завод начал производство трехколесных мотоколясок С-1Л. Ближе к концу производства (1958 год) это транспортное средство получило обозначение С3Л. А на боевом посту его сменила модель С3А. Та самая, которая обрела бессмертие благодаря фильму "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Фраза: "Где этот чертов инвалид?" - "Не шуми, я - инвалид" мгновенно ушла в народ. Вот как раз на мотоколяске с открытым кузовом и брезентовым верхом и каталась всеми любимая киношная троица – Трус, Балбес и Бывалый. Кстати, модель С3А отличалась от предшественницы уже полноценным наличием колес. Любопытно, что эту мотоколяску в народе прозвали Моргуновкой. Но все же, далеко не все требования, которые предъявляются подобным автомобилям, удалось выполнить. Главная проблема заключалась в отсутствии жесткой крыши. Поэтому в начале 60-х годов Серпуховские специалисты начали разрабатывать мотоколяску нового поколения. А помощь им оказали конструкторы и инженеры НАМИ, ЗИЛа и МЗМА. И хотя опытный образец СМЗ-НАМИ-086 был изготовлен, серийным он не стал. Предприятие продолжало выпуск С3А. Смена поколения произошла лишь в конце 60-х годов. А на конвейер новая модель СМЗ-С3Д встала в 1970-ом. Третье по счету поколение мотоколясок сильно отличалось от предшественников. Здесь был и новый мотоциклетный мотор ИЖ-П2, и закрытый цельнометаллический кузов, и торсионы с продольными рычагами не только в передней подвеске, но и в задней. К этому списку можно добавить гидравлический привод тормозов на всех колесах, полноценную оптику и 12-вольтное электрооборудование. Поэтому, несмотря на неказистый внешний вид, слабый мотор и спартанский интерьер, Инвалидка являлась на тот момент вполне прогрессивным транспортным средством. Но водители полноценных автомобилей ее ненавидели . Дело в том, что мотоколяска сильно замедляла поток машин. Мотоциклетный мотор, дефорсированный до 12 "лошадей", был не в состоянии тянуть авто с весом в 500 килограммов. Осенью 1971 года силовой агрегат на Инвалидках заменили на ИЖ-П3. Но дополнительные две лошадиные силы ничего не изменили. Мотоколяска по-прежнему оставалась очень громкой и тихоходной. "Моя лягушонка в коробчонке" - это как раз про СМЗ-С3Д. При загрузке (водитель, пассажир и 10-килограмовая поклажа) мотоколяска показывала максимум в 55 км/ч. Причем разгонялась она до этих цифр целую вечность. Мотоциклетное наследие Из-за того что СМЗ-С3Д оснащалась мотоциклетным силовым агрегатом, без жидкостной системы охлаждения, мотоколяска не имела привычной печки. Выход нашли, обратившись к опыту создателей "Запорожцев" (ведь на эти авто тоже ставили моторы с воздушным охлаждением). СМЗ-С3Д получила автономный бензиновый отопитель. И хотя его работа вызывала немало нареканий, со своими прямыми обязанностями он худо-бедно, но справлялся. А вот владельцы Инвалидок видели в отсутствии традиционной системы охлаждения лишь плюсы. Ведь им не нужно было каждый день заливать и сливать воду, как это делали владельцы почти всей продукции Советского автопрома в 70-х годах. В когорту "избранных" входили лишь владельцы Инвалидок да "Жигулей". Хозяева Волжских автомобилей ездили на привычном сейчас антифризе. Еще одно достоинство планетарного силового агрегата заключалось в том, что он спокойно заводился при любой отрицательной температуре. Поэтому, когда "Москвичи" и "Волги" капризничали из-за морозов, СМЗ-С3Д весело тарахтел на всю улицу. А дальше… владельцу мотоколяски приходилось уповать на чудо, поскольку плюс в любой момент мог превратиться в минус. На холоде внутри диафрагменного бензонасоса оседал конденсат. Он быстро замерзал и, соответственно, двигатель глох, когда ему вздумается. И завести его уже можно было только после процедуры отогревания. Так что, большинство владельцев Инвалидок зимой предпочитали ездить на общественном транспорте и не рисковать. Цены и распространение Ближе к концу существования СМЗ-С3Д стоил чуть более тысячи рублей. А распространяли мотоколяски по средствам органов соцобеспечения. Бесплатно СМЗ-С3Д выдавали инвалидам первой категории. Для людей со второй группой стоимость авто составляла 220 рублей. Правда, чтобы получить такую скидку требовалось ждать своей очереди, а она растягивалась на пять и более лет. Интересно вот еще что: СМЗ-С3Д выдавали в пользование на пять лет, причем с одним бесплатным капитальным ремонтом. Его необходимо было пройти через два с половиной года после начала эксплуатации транспортного средства. Спустя положенный срок, инвалид сдавал мотоколяску и мог встать в очередь на новую. Если человек до получения инвалидности не имел водительского удостоверения, он проходил специальные курсы, на которых его обучали управлять мотоколяской. Если же права были, то все открытые категории вычеркивались. Вместо них ставили отметку – "мотоколяска" СМЗ-С3Д выпускались на Серпуховском предприятии фантастическим тиражом. Ежегодно с конвейера сходило более десяти тысяч Инвалидок. А в середине 70-х годов – примерно в два раза больше. Поэтому на двадцать семь лет производства (с 1970 по 1997 годы) было выпущено порядка двухсот тридцати тысяч мотоколясок СМЗ-С3Д и ее вариации СМЗ-С3Е (для управления одной ногой и одной рукой). Это был рекорд, который уже вряд ли когда-нибудь будет побит. Ни одна из бывших республик СССР не производила транспортные средства для инвалидов в таком объеме. Мифы и легенды За столько лет существования СМЗ-С3Д обросла множеством разнообразных небылиц. Виной тому – специфика мотоколяски. Считалось, что СМЗ-С3Д не новое поколение, а лишь модернизация С3А – это миф. Ничего общего с правдой не имеет и утверждение, что Инвалидка являлась примитивной и архаичной даже для своего времени. Ее техническое оснащение было прогрессивным - поперечное расположение силового агрегата, независимая подвеска всех колес, реечное рулевое управление, тросовый привод сцепления. Ну и где тут архаика? А вот ужасная тихоходность и шумность – чистая правда. Истиной является и то, что создатели даже в планах не думали о замене слабого мотоциклетного мотора на что-то более мощное. Враньем являлось утверждение, что человек с ограниченными возможностями здоровья получал мотоколяску бесплатно и навсегда. Да, СМЗ-С3Д – самая массовая продукция Серпуховского предприятия за все время его существования. А вот с легендой, гласящей, что на мотоколяске невозможно было ездить зимой, не все так просто. Теоретически – возможно, на практике – как повезет. Павел Жуков

Сколько лет стояли в очереди на Инвалидку в СССР
© Авторамблер