Войти в почту

Почему Лыбедская магистраль не разгрузила центр? Часть III

Завершается экспедиция «ТВ-МИГ» по узким местам Лыбедской магистрали. Цель нашего проекта состояла в выявлении ошибок, допущенных при проектировании и строительстве многомиллиардной дороги, не позволивших ей выполнить свою главную миссию – взять на себя транзитный транспорт с центральной улицы Владимира. В ходе первого и второго этапов экспедиции были исследованы участки магистрали от Студёной горы до т-образного перекрёстка с ул. Гагарина. Выявлено восемь узких мест, сформулировано 13 предложений, реализация которых позволит увеличить пропускную способность магистрали и создать преимущества для транзита. Дальше на нашем пути – наиболее проблемная развязка всей магистрали, перекрёсток Лыбеди с Ерофеевским спуском. Ранее уже сравнивалось количество светофоров на центральной улице и Лыбедской магистрали, а также их пропускная способность, определяемая соотношением красной и зелёной фаз и количеством полос. В целом сравнение получается не в пользу новой дороги. И самая увесистая гиря на чаше весов – это именно Ерофеевская развязка. Поразительно, но пересечение старой дороги (Большой Московской) с Ерофеевским спуском выполнено в двух уровнях, с помощью путепровода возле Дома дружбы – соответственно, без светофора, а новой, громко называемой магистралью, – в одном уровне, что создаёт здесь чудовищные пробки. Вместо прогресса мы имеем регресс, время двинулось вспять: развязка на новой магистрали оказалась на полвека «старее» старой. Трудно понять, как проектировщики и их заказчики в высоких начальственных кабинетах планировали, что водители при наличии выбора предпочтут дорогу на километр длиннее, на которой на один светофор больше, да ещё какой – с соотношением зелёной и красной фаз 1:4! О чём и чем они думали, когда вразрез с генеральным планом города, вопреки мнению специалистов-дорожников решили строить на ключевом, стратегическом перекрёстке города развязку в одном уровне? Об этой ошибке с горечью говорил на открытии заключительного участка магистрали почётный владимирский дорожник, «доктор дорог», как его уважительно называют, Владимир Аникин. Вот фрагмент генплана Владимира. Как видим, развязки Лыбедской магистрали с Октябрьским проспектом и Ерофеевским спуском предусмотрены в двух уровнях в качестве проектов первой очереди. На Октябрьской развязке всё сделано в соответствии с генпланом – красота, глаз радуется, дышится легко: нет пробок, соответственно, и загазованность на порядок ниже. На Ерофеевской же развязке – настоящий ад. Эту развязку по праву можно назвать царицей пробок. Во Владимире есть и другие претендентки на это звание, но те развязки построены 50 лет назад, а эта – новая, она должна быть спроектирована с расчётом трафика на 50 лет вперёд. Однако мы видим, что на ней творится уже сейчас: В этом свете как издевательство вспоминаются рекомендации разработчиков схемы движения на данной развязке водителям для поворота с улицы Горького на Лыбедскую магистраль в направлении на восток (левый поворот здесь не предусмотрен). Чтобы выполнить этот манёвр, говорили нам разработчики , надо проехать перекрёсток с магистралью прямо, затем через 300 метров сделать правый разворот на ул. Гагарина, по которой вернуться к Лыбедской магистрали и свернуть на неё вправо – это и будет искомое направление к площади Фрунзе. Не такая уж и большая петля, говорили нам разработчики схемы движения. Вот только на этом действительно небольшом пути расположены аж четыре светофора! И дважды приходится пересекать царицу пробок. Это, конечно, наследство Виноградова-Рыбакова. Орлова понимает, что Ерофеевскую развязку придётся перестраивать в два уровня. Об этом губернатор сказала на церемонии открытия заключительного участка Лыбедской магистрали: «Здесь нужна двухуровневая развязка – это улица Горького, Ерофеевский спуск. И мы дальше продолжим эту работу… Жалко только, что проект не сделали двухуровневый сразу. Сейчас Владимир Иванович (Аникин) говорит: я предлагал, чтобы был двухуровневый. Ну ничего, мы начнём проектировать двухуровневую развязку здесь». Боюсь только, что Орлова не до конца понимает масштаб бедствия. Для перестройки развязки в два уровня Лыбедскую магистраль придётся опускать на два-три метра. А ведь десять лет назад дно Лыбедского оврага, наоборот, поднимали для строительства одноуровневой развязки. Соответственно, поднимали и все пролегающие под магистралью коммуникации, а их там – тьма-тьмущая! Владимирцы хорошо помнят те циклопические земляные работы. Теперь для перестройки в два уровня все коммуникации придётся прокладывать заново. Сотни миллионов рублей – коту под хвост. Если это не сознательное вредительство, то слово «халатность» просто напрашивается. Халатность в Уголовном кодексе трактуется как «…ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба…» Поистине чеканная формулировка для описания ситуации с Ерофеевской развязкой, ни слова не прибавить и не убавить. Предложение № 14 (затраты огромные, но куда деваться) Перестроить развязку Лыбедской магистрали с Ерофеевским спуском в два уровня. Даже при самом оптимистичном варианте развития событий это история долгая. Пока же можно и нужно хотя бы как-то оптимизировать существующую одноуровневую развязку. Возможно, кто-то предложит и другие усовершенствования, но я вижу три. Сейчас на развязке (на схеме внизу обведена жёлтым овалом) устроены бессветофорные правые повороты с трёх сторон – со всех, кроме как с ул. Горького на Лыбедскую магистраль на запад. Непонятно, почему это направление пропущено. Здесь вполне можно устроить бессветофорный правый поворот, место позволяет. Второе. Явно не хватает одной полосы для левого поворота на Лыбедскую магистраль при движении со стороны моста через Клязьму. Это самое проблемное направление из всех на данной развязке, здесь можно прождать своей очереди для поворота минут 10, а в часы пик и все 15. А направление, надо отметить, весьма востребованное. Необходимо добавить вторую полосу, расширив дорогу. И, наконец, на Ерофеевской развязке можно убрать пешеходные переходы. Для пешеходов будет достаточно надземного перехода через Лыбедскую магистраль в районе т-образного перекрёстка с ул. Гагарина (см. предложение № 13 из 2-й части и перехода со светофором с кнопкой в районе примыкания ул. Батурина (об этом – ниже). Предложение № 15 (затраты небольшие) Устроить бессветофорный правый поворот с ул. Горького на Лыбедскую магистраль. Предложение № 16 (затраты небольшие) Добавить вторую полосу для левого поворота с Ерофеевского спуска на Лыбедскую магистраль при движении со стороны моста через Клязьму. Предложение № 17 (затрат практически никаких) Убрать с Ерофеевской развязки пешеходные переходы. Двигаемся по магистрали дальше на восток. Через 300 метров после «царицы пробок», возле примыкания улицы Батурина, нас ждёт нерегулируемый пешеходный переход (на схеме отмечен красным овалом). Переход очень опасен. В одну сторону здесь три полосы, в другую – две. Именно на этом переходе 30 марта такси сбило женщину. Здесь, конечно, необходим светофор с кнопкой для пешеходов, каковой установлен полукилометром восточнее. Данное предложение у нас уже запротоколировано в первой части отчёта под № 5: на всей магистрали не должно быть ни одного нерегулируемого перехода – либо надземные/подземные, либо светофор с кнопкой. Перекрёсток улиц Батурина и Луначарского (на схеме обведён синим овалом) непосредственно не относится к Лыбедской магистрали, однако он интегрирован в Ерофеевскую развязку. Поэтому его тоже рассмотрим. Здесь есть одно очевидное упущение, причём легко устранимое. При движении со стороны «царицы пробок» в 50 метрах перед рассматриваемым перекрёстком расположена остановка общественного транспорта. Все маршруты автобусов и троллейбусов на этом перекрёстке поворачивают налево. При этом места для перестройки из правого ряда, от остановки, в левый ряд здесь практически нет. А перед светофором почти всегда имеется хоть небольшая, но пробка. Троллейбусам и автобусам приходится выполнять сложный манёвр, подчас создавая аварийные ситуации. Зачастую водители общественного транспорта выполняют здесь левый поворот из правого ряда, нарушая правила дорожного движения. Один такой инцидент произошёл прямо во время нашей экспедиции, его удалось зафиксировать: Как видим, автобус пятого маршрута выполняет на перекрёстке левый поворот из правого ряда, да ещё и на запрещающий сигнал светофора. Решается данная проблема элементарно – переносом остановки за поворот. Там есть место для остановки, можно даже устроить «карман». После ликвидации перехода около дома № 3 по Луначарке остановка на старом месте потеряла смысл, всё равно пассажирам приходится идти на рассматриваемый перекрёсток. Так что перенос остановки не создаст неудобств пассажирам, а названную проблему решит. Почему до этого не додумались? Предложение № 18 (затрат практически никаких) Перенести остановку общественного транспорта с ул. Луначарского на ул. Батурина на место после перекрёстка. Дальше на восток Лыбедская магистраль прекрасна. Радует наличие светофора с кнопкой для пешеходов в районе стадиона Лыбедь. Ещё лучше здесь станет, когда построят надземный пешеходный переход. Он уже запланирован, администрация города даже выносила на обсуждение жителей дизайн пешеходного моста. Фото пресс-службы администрации Владимирской области Вот так бы везде! Едем дальше. Восторженное впечатление от Лыбедской магистрали на этом участке портит светофор на т-образном перекрёстке с ул. Усти-на-Лабе (на нижней схеме обведён жёлтым овалом). Но, наверное, здесь без светофора действительно не обойтись. Двухуровневую развязку даже гипотетически трудно предлагать, здесь всё же не такая стратегическая развязка, как Ерофеевская. Тем не менее, и здесь можно предложить оптимизацию. Например, убрать левый поворот с Лыбедской магистрали на ул. Усти-на-Лабе. Сюда от Ерофеевской развязки можно без проблем проехать по свободной теперь Луначарке. А ведь левый поворот с Лыбеди на ул. Усти-на-Лабе на 20 секунд уменьшает время движения по магистрали в направлении с востока на запад, а это существенно. Ликвидация левого поворота заметно повысит пропускную способность магистрали в данном месте. Предложение № 19 (затрат практически никаких) Убрать левый поворот с Лыбедской магистрали на ул. Усти-на-Лабе. И, наконец, конечная точка магистрали на востоке – развязка с ул. Большой Нижегородской на площади Фрунзе (на приведённой выше схеме обведена красным овалом). Тоже, конечно, развязка не из приятных... По-хорошему, здесь также просится разведение транспортных потоков в два уровня. Генпланом Владимира двухуровневая развязка здесь предусмотрена (см. выше), но уже как перспективный, а не первоочередной объект. После перестройки Ерофеевской развязки надо ставить в повестку дня и эту. К достоинствам данной развязки можно отнести то, что она всё же построена с достаточным (на сегодняшний день) размахом: перед светофорами – по четыре полосы, в отличие от рассмотренных ранее Ерофеевской развязки, перекрёстков Октябрьского проспекта с ул. Дзержинского или Студёной горы с ул. Дворянской, где по три полосы. Конечно, хорошо было бы убрать здесь пешеходные переходы – под землю или куда-то их подвинуть, это повысило бы пропускную способность дорог во всех направлениях. Пешеходов здесь мало ходит, так что трудно сказать, куда направить их потоки, какого-то конкретного предложения у меня нет. Если в обозримой перспективе развязка будет перестраиваться в два уровня, городить здесь подземные/надземные переходы, конечно, нецелесообразно. Короче, надо ускорить реализацию генплана и на этом проблемном перекрёстке. Подводя итог, можно сказать, что новая магистраль, задуманная как объезд центра, уже на первом году эксплуатации не справляется со своей задачей из-за наличия массы проблемных (узких) мест. Как смогли, мы эти места в ходе нашей экспедиции показали и предложили варианты оптимизации магистрали. Будем рады содержательным комментариям.

Почему Лыбедская магистраль не разгрузила центр? Часть III
© ТВ-МИГ