Войти в почту

Моторный «легалайз». Как в Пензе предлагают бороться с нелегальными таксистами

О том, что пензенская полиция готовит поправки в местное законодательство, которые должны усложнить жизнь нелегальным таксистам, было объявлено на официальном сайте УВМД по региону. Пожалуй, это первая громкая инициатива назначенного в феврале этого года врио начальника пензенского областного «главка» Вадима Ковтуна. Врио начальника УМВД России по Пензенской области Вадим Ковтун Полицейский начальник съездил в Шемышейский район области, где провел встречу с местными жителями. Среди прочих на встречу пришел директор ООО «Шемышейское ПАТП» Василий Раваев, который заявил, что страдает от нелегальных таксистов. Как сказано на официальном сайте УМВД по Пензенской области, Раваев обратил внимание Ковтуна, что в его предприятии работают более 30 человек, он исправно платит налоги, а все заказы, которые должны достаться автотранспортному предприятию, забирают нелегальные таксисты. Последние, по словам Василия Раваева, «не только находятся в «тени», но и оказывают услуги недолжного качества и не обеспечивают безопасность пассажиров на необходимом уровне». Директор ООО «Шемышейское ПАТП» Василий Раваев На это Вадим Ковтун сказал, что управление МВД по Пензенской области планирует выйти с инициативой в законодательное собрание региона и внести изменения в законодательство, в соответствии с которыми при выявлении фактов нелегальной перевозки пассажиров у нарушителей на время разбирательства будут изымать транспортные средства и помещать их на штрафстоянку. Забрать автомобиль можно будет только после оплаты штрафа за нелегальную перевозку пассажиров, который в Пензенской области составляет 5 тыс. рублей. «Эта мера может оказаться более действенной: в настоящее время за подобные нарушения предусмотрено наказание в виде штрафа в незначительном размере», - считают в полиции. В «главке» также отметили, что сотрудники полиции регулярно проводят профилактические операции, направленные на выявление нелегальных перевозчиков и пресечение их деятельности. Но согласно действующему закону, отправлять автомобиль на штрафстоянку можно, если он припаркован в неположенном месте, мешает проходу граждан, если у водителя нет документов на транспортное средство и когда по техническим причинам предусмотрен запрет на эксплуатацию машины. «Выхватывают у людей сумки» Обещанного Вадимом Ковтуном законопроекта в базе законодательного собрания Пензенской области пока нет, и почему полиция решила выбрать именно такой метод борьбы с таксистами, непонятно. Но руководители транспортных компаний уже с нетерпением ждут действий со стороны полиции, ведь, по их словам, именно такси ставят их на грань выживания. «Они стоят прямо перед дверью на автовокзале, - жалуется директор ООО «Нижнеломовское АТП» Владимир Юмин. - Такая же ситуация и в Пензе, и в других населенных пунктах. Таксисты прямо сумки у людей выхватывают и сажают к себе в машины. Из-за этого в автохозяйствах недобор пассажиров в рейсовых автобусах. А ведь мы же стараемся платить налоги как положено». Бороться с таксистами рыночными способами, по его словам, не выходит. «У нас билет, например, стоит 285 рублей, а у них - 300 рублей. Я не говорю, что их нужно запретить, они нужны. И не мое дело, левые они или правые (легальные или нелегальные – прим. ред.). Кого-то до больницы они могут довезти. Но они же не должны стоять прямо перед входом в автовокзал. У нас стоят до десяти такси в день, если не больше», - рассказал Владимир Юмин. С той же проблемой сталкивается и автовокзал Пензы. «Они стоят у входа в автовокзал и оказывают нелегальные услуги по перевозке, - рассказал директор Пензенского автовокзала Владимир Грибов. - Это негативно влияет на пассажиропоток. Люди, которые должны уезжать на регулярных рейсах с автовокзала, уезжают с нелегальными таксистами. Насколько я знаю, у таксистов должна быть специальная экипировка. Они говорят, что у многих есть лицензия, но я в этом сомневаюсь. А цена у них такая же». Борьба с «бомбилами» результата, по словам Владимира Грибова, не дает. «Я работаю в этой должности более двух лет. Когда я пришел, они работали нагло прямо в кассовом зале. Я смог их выгнать из зала автовокзала, но на то, чтобы сделать что-то большее, у меня нет полномочий», - говорит он. Что касается инициативы полиции, директору пензенского автовокзала непонятно, как она будет работать. «В целом, идея хорошая, я ее поддерживаю», - говорит он. «На место профессионала приходит десять человек» Официальную статистику по количеству выданных лицензий на работу такси в Пензенской области ведет местное министерство промышленности, транспорта и инновационной политики. Сейчас в реестре разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа на легковом такси, датированном январем этого года, числится 2 тыс. 757 автомобилей. Каждое такое разрешение стоит 7,5 тыс. рублей. Физлиц, на которые они оформлены, гораздо меньше, десятки машин записаны на одних и тех же людей - это владельцы частных компаний, осуществляющих деятельность такси. Сколько в Пензенской области «нелегалов», неизвестно. «Сколько их точно, вы не узнаете, но, по нашим подсчетам, количество легальных надо умножить на пять», - говорит председатель Союза профессиональных водителей такси Пензы Андрей Гайкалов. По его мнению, «нелегалов», как это ни странно, плодят диспетчерские службы. «Между диспетчерскими службами идет очень жесткая конкуренция - снижаются цены. Профессиональные таксисты, имеющие лицензии, когда достигается предел дозволенного и отвезти человека становится стыдно и невыгодно, перестают брать заказы или вообще уходят из такси. На их место диспетчерские службы тут же набирают 5-10 человек молодых водителей, у которых, дай Бог, есть стаж в три года. Эти люди берут любые заказы. Гораздо позже они понимают, что это не выгодно, и уходят. На их место приходит еще десять человек», - объясняет механизм появления нелегальных таксистов Андрей Гайкалов. По его словам, желание полиции проводить «рейды по нелегалам» - попытка убрать с рынка последних конкурентов диспетчерских служб. Глава профсоюза таксистов не исключает, что озвученная главным полицейским области идея на самом деле принадлежит владельцам диспетчерских служб и агрегаторов. «Для начала надо разобраться с ФЗ-69 «О такси» и довести его до ума, ввести в правовое поле диспетчерский службы и агрегаторов», - считает Гайкалов. Сейчас в регионе работают службы заказа такси: «Сура», «Везет», «Много Такси», «Городское Такси», «ГОСТ», «GPS» и «Яндекс». Туманные договоренности Борьба с нелегальными таксистами, по крайней мере на словах, в Пензе ведется еще с 2014 года. Законодательство требует, чтобы автомобили официальных служб были окрашены в желтый цвет, оформлены «шашечками», водители особым образом экипированы. Но до сих пор такие такси единичны. В правительстве области регулярно проходят совещания на тему, как организовать работу отрасли таким образом, чтобы, с одной стороны, недовольные низкими тарифами водители не выходили на митинги (а это уже происходило), клиентов устраивала цена, и самое главное для чиновников - платились налоги. Хотя три плоскости и должны пересекаться в одной точке, этого почему-то не происходит. Почти каждое сообщение о встрече профильного министра Андрея Торгашина с представителями диспетчерских служб заканчивается фразой «достигнута договоренность о выработке комплекса мер» и так далее. Однако, как говорят участники рынка, процесс легализации рынка не продвигается. К административной ответственности привлекаются, в среднем, 50 человек в квартал, а идея арестовывать машины нелегалов как наиболее действенная предлагалась еще в 2015 году. «Сейчас много нелегальных таксистов из-за того, что исполнительная власть, фактически, занимается не исполнением законов, а подготовкой регулярной статистики. В частности, инспекция (ГИБДД – прим. ред.) не привлекает нарушителей по всем статьям, предусмотренным законодательством, а делает показательные рейды», - заявил в эфире «Эха Пензы» автоюрист Дмитрий Чудин. В прошлом году, видимо, согласно принципу, «не можешь побороть – возглавь» на Пензенском автовокзале была создана собственная диспетчерская служба такси. Сможет ли инициатива главного полицейского Пензенской области решить проблему нелегального извоза или это, наоборот, только ухудшит положение, сказать сложно. Председатель профсоюза таксистов Андрей Гайкалов готов сложить руки: «Я совершенно потерял понимание действий власти в этом направлении, законов в сфере такси. В этой отрасли законы абсолютно не работающие». Фото: 58.мвд.рф