Как бельмо в глазу. Куда надо перенести автовокзал в «Юности»?

«Что за черт?» - по-английски ругается приехавший в Челябинск венгр Тамаш Балаж и тычет пальцем в сторону Дворца спорта «Юность». Туда, где, в морозном февральском воздухе стоит адская белёсая пелена от десятка разогреваемых двигателей междугородных автобусов. «Так не есть быть, - уже по-русски добавляет Балаж. – По крайней мере, в центре города. И с иностранцем согласятся тысячи челябинцев – и те, кто пользуется его услугами, как пассажиры, и те, кто просто ходит мимо. Вопрос с переносом Центрального автовокзала из «Юности» назрел давно. И на это есть несколько причин. Вне зоны доступа Ильяс из Кунашака едва не опоздал на поезд. Сначала автобус, въехав в черту Челябинска, долго торчал в пробках на городских светофорах, а потом пассажиру пришлось пробежать с двумя чемоданами около километра до трамвайной остановки «Оперный театр». Ближе общественный транспорт, идущий на железнодорожный вокзал, не останавливается. Есть несколько идущих туда маршруток, но втиснутся с багажом в микроавтобус, да ещё в час пик – занятие не из приятных. И этими неудобствами пользуются предприимчивые таксисты. - Ехала из Варненского района, спешила на поезд. Тут как тут оказались таксисты. За дорогу до железнодорожного вокзала запросили 500 рублей. Другие пассажиры говорят, что ещё повезло. Некоторые «бомбилы» берут всю тысячу. Хотя я-то знаю, что ехать километра четыре, не больше, и «красная цена» такой поездке – рублей 150-200», - пожаловалась жительница юга области Людмила Варнакова. Выходит, втиснуть залы ожидания и билетные кассы в существующее помещение втиснули, но про их доступность для тех, кому они предназначены – пассажиров – почему-то забыли. Весь останавливающийся возле «Юности» общественный транспорт идет куда угодно – на Северо-запад, ЧТЗ, Областную больницу, в Металлургический район, но только не на железнодорожный вокзал. А именно он является конечной точкой многих приезжающих из глубинки жителей области. Транспортный коллапс Кроме того, расположение в центре города крадет у пассажиров драгоценное время из-за многочисленных остановок на светофорах. А водители начинают чертыхаться ещё не выехав за городскую черту. - Очень неудобно, - по секрету (а то уволят!) рассказал водитель одного из автобусных маршрутов. ­– Только отъехал, как стою у Свердловского проспекта, потом - на Работниц, Калинина, Свердловского проспекта. Сплошные светофоры. В часы пик, чтобы выехать на трассу, может уходить по 20-25 минут. А пару раз из-за ДТП выезжали из Челябинска около часа! Автобусы из Центрального автовокзала идут по всем четырём направлениям. По пути следования в Екатеринбург мы насчитали не менее десяти светофоров. В сторону Кургана – от 12 до15, смотря где ехать. На Уфу – около 20. И столько же - на Троицком направлении. А теперь представим себе час пик! Гулять рядом с автобусами? По мнению главного архитектора города Николая Ющенко, автовокзал у «Юности выглядит как бельмо в глазу. Он считает, что соседство сугубо транспортного объекта с прогулочной зоной выглядит, как минимум, странно. Особую актуальность такое расположение приобретает в связи с грядущими в 2020 году саммитами ШОС и БРИКС. - Это нонсенс, когда автовокзал находится в центре города. Во всех городах предприятия такого формата находятся на окраине. К примеру, в Москве. Там даже маршрутки не пускают в центр города, - говорит Ющенко. - Не должен автовокзал быть в центре города, да его там и не было. Место, на котором он расположен – это центр города, это набережная, которую мы хотим сделать доступной людям – ведь там сейчас никто не гуляет. Там будет прогулочная рекреационная зона. И там не должно быть места никаким автобусам. Поэтому, я думаю, со временем он обязательно уйдет». По планам преобразования Челябинска к международным форумам, на берегу реки Миасс появится новая набережная с прогулочной зоной. А жителям города и его гостям вряд ли захочется совершать променад под гул автобусных движков, и вдыхать при этом соединения бензапирена, тетраэтилсвинца, брома, хлора и других ядовитых веществ. Главный архитектор Челябинска не исключил, что злополучный автовокзал могут убрать уже к 2020 году, как раз к срокам проведения саммитов. Однако принимать такое решение должны городские власти. В начале апреля глава Челябинска Евгений Тефтелев сделал громкое заявление о переносе автовокзала, и даже назвал примерную локацию нового помещения – где-то на улице Труда, но уже через неделю сообщил, что его не так поняли. Не пора ли градоначальнику высказаться окончательно и понятно для всех? Убирать – так убирать, переносить – так переносить. Войны власть имущих Ни для кого не секрет, что автовокзал появился во Дворце спорта «Юность» в 2011 году в бытность войны тогдашнего губернатора Михаила Юревича с предпринимателем Артуром Никитиным. Желая насолить неугодному бизнесмену, он через главу города Сергея Давыдова отдал часть Дворца спорта под автовокзал. Таким способом он оттянул часть маршрутов с автовокзала, арендовавшего помещения в принадлежавшем Никитину одноименном торговом комплексе. Никаких объективных причин для размещения автовокзала в «Юности» не было. Выходит, решив подложить свинью опальному бизнесмену, Юревич и Давыдов насолили не только ему, но и всем жителям Челябинска и области. Комментарии специалистов Замдиректора по логистике транспортной компании Игорь Дубовицкий: - Кроме «Юности» в Челябинске есть автовокзал «Синегорье» и две автостанции – у Областной больницы и «Северные ворота». Они логично вписываются в основные направления, ведущие из города. Считаю, что необходимо четко распределить их функции. С «Северных ворот» должны ходить автобусы в северном направлении, с «Синегорья» - в южном, на Троицк и Магнитогорск, с Областной больницы – в западном, на Уфу. А автовокзал с «Юности» перенести в новое помещение, где-нибудь у развязки на аэропорт. Он будет отвечать за восточное, курганское направление. Пассажиры скажут только «спасибо», так как будут точно знать, откуда им уезжать. Политолог Андрей Лавров: - Вопрос с переносом не решится без согласия собственника. Тут шашкой махать бесполезно, и никакие «волевые решения» не помогут. Понятно, что каждый ищет себе преференций. Это бизнес. Если городские власти и собственники автовокзала на «Юности» придут к компромиссу, то его перенесут. Вопрос не просто назрел, он уже полностью созрел. Руководитель экологического фонда «Моя планета» Виталий Безруков: - Нас давно беспокоит воздействие автобусов на экосистему реки Миасс. Оно заключается в том, что водители моют автобусы в непосредственной близости от реки, и эти стоки попадают в ливневую канализацию, а оттуда - в Миасс. Кроме того, все выхлопные взвеси, остатки нефтепродуктов – всё идет туда. Элементы транспортной инфраструктуры должны быть удалены от рек, озёр, парков и других природных объектов». Юрист Екатерина Киртянова: - Чтобы «выселить» автовокзал, необходимо внимательно перечитать договор, заключенный с собственниками помещения. В любом подобном договоре можно найти спорные моменты. Например, если объект был продан за ничтожную сумму. И на этом основании вернуть помещение. Словом, «давить» на возможные несостыковки. Либо признать Дворец спорта объектом культурного наследия. Он в своём роде уникален, строился по специальному проекту, имеет определённое историческое значение. Поэтому такое решение вполне реально. После этого автовокзал можно перенести из него хотя бы на основании того, что вывески и прочее портят внешний облик здания. Сергей ПОДОЛИЙ.

Как бельмо в глазу. Куда надо перенести автовокзал в «Юности»?
© АиФ