Войти в почту

Чем заменят легендарный ГАЗ Шишига в армии

Его провожают взглядом, сочувственно вздыхая о нелегкой участи водителя. Не каждый отважится сесть за руль монстра, который получил в народе меткое прозвище Шишига. Но знаете ли вы, что для своего времени это был передовой и очень удобный автомобиль? В русском фольклоре Шишигами называют разных представителей нечистой силы, в том числе тех, что обитают на болотах и в лесах. Автомобиль, ласково величаемый в честь потусторонних сущностей, выглядит не лучше их – увидишь экспедиционник-вахтовку посреди поляны вдали от цивилизации и осенишь себя крестным знамением. Дело, конечно, не во внешнем виде, который у четырехколесной Шишиги тоже слегка потусторонний, сколько в потенциале, позволяющим уехать в никуда. А еще это поистине передовой автомобиль. Не верите? Разработка ГАЗ-66 стартовала в начале шестидесятых под началом легендарного инженера Александра Просвирнина, "отца" массового ГАЗ-51, за создание которого он был удостоен Сталинской премии. Шишига фактически шла на смену очень редкому мелкосерийному бескапотнику ГАЗ-62 и старожилу ГАЗ-63, выпущенному тиражом в 474 464 экземпляра. Последний был распространенным, но отставал в техническом развитии и удобствах – печки не имел и баловал околевшего водителя теплым воздухом из моторного отсека лишь в движении. Для зимнего пуска требовалась паяльная лампа. От архаичного предшественника "шестьдесят шестой" отличался разительно. Кабина, размещенная над двигателем, как в случае с серийным "шестьдесят вторым", была выгодна по компоновочным соображениям, обеспечивая оптимальную развесовку. И пусть вас не смущает это слово, услышанное в разрезе дискуссии о грузовике, а не спорткаре – Шишига создавалась для военных нужд, среди которых было десантирование. Капотный грузовик из-за "дифферента на нос" приземлялся на передние колеса, в то время как ГАЗ-66 должен был касаться земли ровнехонько. Анатомия автомобиля совершил огромный рывок вперед. Сейчас грузовик кажется до боли архаичным и неудобным, но на момент своего рождения и в последующие годы он сверкал технологиями и благами цивилизации. Водитель восседал над алюминиевым нижневальным двигателем V8 объемом 4,3 л, развивающим 125 л.с. при 3200-3400 об/мин и 284,5 Нм при 2000 об/мин. На бездорожье Шишига чувствовала себя как Porsche на Нюрбургринге – в естественной среде обитания. Полный привод парт-тайм ("жесткое" подключение переднего моста) с понижающей передачей, самоблокирующийся передний и задний дифференциал, 315-миллиметровый дорожный просвет, практически одинаковая колея передних и задних колес, а также система централизованной подкачки шин превратили автомобиль в грозное оффроудное оружие, чей потенциал ценится и поныне. Наконец, самое интересное – Шишига предоставляла армейскому люду небывалый уровень комфорта, тем самым позволяя снизить традиционный и неотъемлемый груз тягот и лишений! Она имела "печку", омыватель стекла и даже такое невиданное оборудование как гидроусилитель руля и вакуумный усилитель тормозов! Вишенка на торте – возможность подвесить в кабине брезентовую койку-гамак. Явный недостаток безотносительно эксплуатационных нюансов, конечно, был, и о нем знают и помнят все, кто когда-либо оказывался в кабине Шишиги – суровый вездеход буквально выкручивает правую руку водителя рычагом переключения передач, запрятанным где-то далеко позади. За годы производства с 1964 по 1999-й грузовик выпускался в огромном количестве модификаций для нужд армии, включая даже десантируемый понтонный парк, нашел применение в народном хозяйстве, а ныне стал уделом джиперов, ищущих утилитарный и крепкий автомобиль для экспедиций. Передовой грузовик ожидаемо собрал множество престижных наград. В их числе золотая медаль на столичной выставке "Современная сельскохозяйственная техника" 1966 года и Золотая медаль на лейпцигской международной ярмарке сельскохозяйственной техники годом позже. Наконец, в апреле 1969 года Шишига стала первым советским автомобилем, удостоенным государственного Знака качества. Правнуки у ГАЗ-66 выросли достойные – это семейство грозных "Тайфунов", которые внушают благоговейный трепет как когда-то Шишига, поразившая Советский Союз современными решениями. Трехосный бескапотный красавец "Тайфун-К", он же КамАЗ-63968 и Урал-63095 "Тайфун-У" с капотной компоновкой относятся к технике формата MRAP (Mine Resistant Ambush Protected), то есть, защищены от нападения из засады и подрыва на мине. Машины унифицированы по шестицилиндровым дизелям ЯМЗ-536 и создавались фактически всей страной – к проекту были привлечены более 120 предприятий, включая Федеральный ядерный центр в Сарове, рассчитывавший защищенность бронекорпуса, НИИ стали, разрабатывавший броню, и даже МГТУ имени Баумана, где была спроектирована гидропневматическая подвеска. В результате получились настоящие крепости на колесах: комбинированная броня из стали и керамики, бронестекла, V-образное днище в качестве противоминной защиты для отклонения взрывной волны в боковом направлении, камеры наружного наблюдения по периметру и возможность установки дистанционно управляемого пулемета. "Тайфуны" способны выполнять широчайший спектр задач – начиная транспортировкой личного состава и заканчивая ролью мобильных артиллерийских установок. Такие уже находятся на вооружении – в армии эксплуатируются 180 Уралов и 348 камазовских машин. Еще один наследник Шишиги – армейский бронированный капотник Урал-63704-0010 "Торнадо-У", построенный на базе гражданской бескапотной модели с индексом 6370. В сравнении с тем же "Тайфуном" этот громила устроен заметно проще, например, у него не независимая подвеска, а неразрезные мосты. Двигатель дизельный ЯМЗ-652, развивающий 440 л.с. и по сути представляющий собой лицензионный агрегат Renault dCi11. Полная масса машины – 30 тонн.

Чем заменят легендарный ГАЗ Шишига в армии
© Авторамблер