«Риски есть». Частная «скорая помощь» может стать монополистом

Экономия для регионов «Набирая 03, человек не должен задумываться о том, во сколько обойдется спасение жизни, и по карману ли ему это, – объясняет владелец одной из первых частных кампаний по аутсортингу машин «скорой помощи» Евгений Фридман. – Для пациента действительно нет никакой разницы, «государственная» к нему едет машина, или «частная». Главное, что помощь будет оказана вовремя и качественно». Частные кареты «скорой помощи» выезжают на все вызовы в том порядке, какой назначает диспетчер, поясняет Фридман. Главное, чтобы исполнялось требование Минздрава о максимальном времени прибытия к пациенту в экстренных случаях – оно не должно превышать 20 минут. Аутсортинговые кампании сами закупают машины для станций «скорой помощи». Но это не значит, что бизнесмен по своей воле решает, какое медицинское оборудование будет на борту автомобиля. Здесь тоже есть государственные правила. В автопарке экстренной помощи в обязательном порядке должны быть специализированные машины – для педиатрической, психиатрической, акушерско-гинекологической помощи и автомобили анестезиологии-реанимации. Для граждан приезд такой «скорой» бесплатен и покрывается ОМС. Для государства стоимость частных услуг определяется суммой тендера, в котором бизнесмены конкурируют между собой за заключение госконтракта, сбивая цену до приемлемого минимума. «По опыту, привлечение автоподрядчика обходится «скорой помощи» дешевле, чем содержание собственного автопарка, – уверяет Фридман. – Если говорить об экономии в масштабе любого региона, то тут речь идет о сотнях миллионов рублей, которые можно направить на другие нужды в той же медицинской отрасли, например, увеличить количество ставок врачей». Удел государства «Тема эта очень непростая для нашей страны, – высказал «ФедералПресс» свою позицию зампредседателя комитета Госдумы по охране здоровья Николай Говорин. – Все зависит от того, как главные врачи и руководители этих малых медицинских предприятий выстроят свои отношения. У нас в стране есть опыт и позитивный, и резко негативный. Главное, чтобы их деятельность не привела к ухудшению оказания медицинских услуг врачами «скорой помощи». Говорин уверен, что для этого нужна определенная законотворческая активность. Ведь когда идет замещение парка машин «скорой помощи» коммерческими структурами, они становятся монополистами и начинают диктовать цены, отмечает парламентарий. «Особенность в том, что у частников медпомощь оказывает врач, а водитель сидит внизу и ждет, – поясняет Говорин. – А в нашей системе здравоохранения наработан такой опыт, когда сам водитель является участником бригады «скорой помощи». Он помогает врачу физически, он имеет определенные навыки. Вот с этой позиции оказание скорой медпомощи должно быть уделом государственным». Говорин полагает, что отдавать все в аутсорсинг рискованно. «Ведь это, в конечном счете, может влиять на качество предоставления экстренных медицинских услуг, – говорит замглавы думского комитета по здоровью. – Водители госучреждений живут жизнью учреждения, они пронизаны, пропитаны медициной. Они живут как единый коллектив и помогают друг другу. Что трудно сказать о частниках. Шофер иногда должен защитить медсестру от конфликтных ситуаций. В бизнесе это не входит в его профессиональные обязанности, он начинает отказываться». Но главное, по мнению Николая Говорина, сегодня общая проблема в том, что «служение медицине приравняли к сфере сантехнических услуг». Он убежден, что врачи должны служить, быть милосердными и сострадательными. «Вот этого сегодня не хватает в медицине. А это обусловлено во многом коммерциализацией медицины. Есть вещи, которые в законе не пропишешь», – подчеркивает законодатель. Без преимуществ «Лично я не вижу никаких особых преимуществ ни в частной, ни в государственной экстренной медпомощи. Хотя оплата услуг предполагает предоставление более качественной помощи, – сказал «ФедералПресс» эксперт ВШЭ и экс-замминистра здравоохранения Самарской области Владимир Шевский. – О цифрах и какой-то статистике в этой сфере говорить сложно, так как, по сути, ее пока нет. Частная экстренная помощь должна быть высокопрофессиональна. На первых порах бизнес для целей саморекламы привлекает более грамотных медиков. Но когда доля частного сектора начинает расти, тогда и возникает проблема с профессионализмом работников частной «скорой помощи». Ведь надо понимать, что профессионалов везде мало. И экстренная медицина – не исключение». Шевский уверен, что основой «скорой помощи» будет оставаться государственный сектор. «Экстренная помощь – это больше функция государственная, – поясняет он. – Потому что, независимо от того, застрахован или нет человек, россиянин или он иностранец, экстренную помощь должны получать все. Частная помощь может быть эффективной только в том случае, что если в ней работают профессионалы». Против лукавства «Представьте себе, вы покупаете пальто, и вам говорят, что его может продавать только государственное учреждение. Вы понимаете, что это бред. Коммерческие услуги во всем мире заведомо лучше. И, конечно, всегда дороже. Но частника мотивирует то, что ему есть, что терять. А что может потерять огромная государственная структура? Ничего и никогда! Я думаю, что это – усиление конкуренции, а усиление конкуренции – это улучшение качества», – обосновал свою позицию в интервью «ФедералПресс» организатор здравоохранения, заслуженный врач РФ, академик РАМН Григорий Ройтберг. Лично он не видит ни одного «против». «Например, массовые заражения СПИДом откуда пошли? Разве из частных медучреждений? – отмечает Ройтберг. – Я убежден, что нечего опасаться. Просто должны быть стандарты и государственный контроль за частными медуслугами. Те, кто говорит об опасности частной экстренной помощи, лукавят. Или просто кто-то держится за власть. А часто выступающие против не обладают элементарными знаниями о ситуации в здравоохранении. Надо понимать, что аутсорсинг предполагает фиксированные госцены, которые никак не ведут к монополизму частников. Хочешь – оказывай услуги. Не хочешь – ну, и не надо». Фото: wikipedia.org

«Риски есть». Частная «скорая помощь» может стать монополистом
© РИА "ФедералПресс"