Войти в почту

Секретный завод Pagani: как делают суперкары для миллионеров

Заводик Горацио Пагани – это настоящий засекреченный объект, маскирующийся под выставочный комплекс. Аргентинец итальянского происхождения бережет процесс создания своих сокровищ от посторонних глаз, но позволил нам прикоснуться к тайне их рождения. Согласно стереотипной байке-легенде, немецкие автомобили появляются на свет в стерильно чистых белых залах стараниями высоких голубоглазых блондинов, под музыку Вагнера и Бетховена. Еще один красивый штамп связан с "итальянцами": одухотворенные южане разрабатывают фантастически красивую технику, любуясь видами на средневековые палаццо. Отчасти это так! Убедиться просто – достаточно оказаться на севере пиренейского "сапожка", в цветущих, пышущих жизнью землях, где базируются легенды из сокровищницы золотого фонда мирового автомобилестроения. Двинувшись из Модены, города Maserati на юг и пролетев порядка 16 километров, вы окажетесь в Маранелло, где разводят самых совершенных "жеребцов" в мире. На юго-востоке от логова "Трезубца" раскинулась Болонья – здесь создаются двухколесные шедевры Ducati, а севернее находится Сант-Агата-Болоньезе, родина "боевых быков" Lamborghini. А еще в получасе езды от Модены есть коммуна Сан-Чезарио-суль-Панаро. Ее название, которое итальянцы произносят тягуче и нараспев, ничего не скажет среднестатистическому туристу, но как раз это пункт назначения – нас ждет Pagani Automobili, одна из маленьких, но гордых марок, заставившая говорить о себе весь мир. Место, где рождаются божественные монстры, по привычке хочется назвать сборочным предприятием, но, однажды посетив залы силы и славы Горацио Пагани, в последний момент осекаешься – это не завод, а нечто другое, чему сложно подобрать определение. Пришедшего в сравнительно небольшое относительно производственных, идеологических и амбициозных масштабов строение встречает музей. Кирпич, стекло и металл отражают философию марки, сплав науки и искусства. Само здание построено по проекту Горацио Пагани и его сыновей, потому великолепно подходит духу бренда. На постаментах выстроились суперкары Zonda, позади них на стене, украшенном романскими арками, россыпь исторических фотографий, схем, рисунков, в том числе история становления маэстро Горацио. До основания компании Пагани возглавлял департамент композитных материалов в Lamborghini и был членом команды, разрабатывавшей такие легенды как Diablo. Первым "своим" суперкаром стала Zonda – появившись в 1999 году, она была выпущена в невообразимом количестве модификаций и лимитированных исполнений, поэтому ее главенствующая роль в музейной экспозиции не удивляет. Ходить по небольшой выставке можно часами, но она – лишь красивый фасад, попасть за который позволительно только сотрудникам. Перед тем, как пустить нас, представители фирмы попросили выключить мобильные телефоны и оставить фотоаппараты. Все серьезно – в цехах своего часа ждут клиентские машины и таинственные спецверсии, которые нельзя "светить". Увиденное больше смахивает на… сервис. Большой, красивый, очищенный до блеска сервис, в котором машину собирают вручную. Медленно, тщательно, кропотливо. На постройку каждого красавца около у полусотни специалистов уходит от одного до трех месяцев. Ежегодно компания выпускает 40 автомобилей, которые обслуживают и ремонтируют в двух десятках центрах по всему миру. Откуда компоненты? Силовую структуру типа монокок разрабатывают и выпекают в карбоновом цехе здесь же. Мы пытались выяснить, действительно ли видим перед собой установку для изготовления углеволокна или же находимся на секретном ядерном объекте, но хитрые итальянцы лишь отшучивались. Кстати, здесь в ходу не только традиционный карбон, но и carbontitanium, усиленный волокнами титана. Именно из такого материала вылепливают монокок. Две огромные установки выпускают листы, которые послойно наклеиваются на матрицу. Со временем получается очень легкая и прочная форма толщиной более полусантиметра. В отличие от Koenigsegg, умудряющегося не только выпускать собственные двигатели, но и удивлять инновационными решениями вроде трансмиссии KDD (Koenigsegg Direct Drive), в которой вообще нет коробки передач, итальянцы уже давно используют моторы Mercedes-AMG. Конечно, это не копия агрегатов, что стоят в немецких пожирателях автобанов, а доработанные установки. Так, 6,0-литровый V12 с внутризаводским обозначением M158 перенастроен по просьбе Pagani. В частности, у него более компактные турбонагнетатели, снижающие эффект "турбоямы" и обеспечивающие более острый отклик на нажатие педали газа, другой интеркулер, измененная калибровка управляющего блока и система смазки с сухим картером, чтобы не словить масляное голодание в быстрых виражах, и позволяющая установить агрегат ниже. Под новую спецификацию изготовлена – еще один шедевр! – титановая выхлопная система MHG-Fahrezeugtechnik массой менее 10 кг, которая выглядит просто потрясающе. Пагани, будучи главным разработчиком и боссом марки, старается придать уникальность каждой машине, давая задачу партнерам. Архитектура подвеска спроектирована инженерами Pagani, но некоторые ее компоненты сторонние и уникальные. Амортизаторы – от шведских гуру Öhlins, чья продукция особенно хорошо известна мотоциклистам. Разумеется, элементы, поставляемые скандинавами, больше не встретите на других автомобилях. Это же справедливо, например, для шин Pirelli, которые изготавливаются специально под спецификацию каждой машины. Готовые автомобили дожидаются в индивидуальных залах, рядом – пока еще несобранные экземпляры, выставившие на всеобщее обозрение поразительную анатомию. Пройдут дни и изощренную инженерию скроет кузов в фирменном стиле, а шедевр, прошедший тщательную инспекцию, отправится к владельцу. Или на аукцион! На сегодняшний день самое дорогое творение Пагани – Zonda Roadster Cinque, выпущенный тиражом в пять экземпляров и стоящий 9 млн евро. Это явно не предел – в обозримом будущем с молотка уйдет суперкар, который по предварительным оценкам потянет на 20 млн евро.

Секретный завод Pagani: как делают суперкары для миллионеров
© Авторамблер