Перевозчики Урала ополчились против сервисов для попутчиков

Скинемся на заправкуИдея проста и понятна: водитель ищет пассажира, чтобы разделить с ним расходы на топливо. И чем дороже бензин, тем охотнее ты готов поступиться комфортом одинокой поездки в своем уютном автомобильчике. Приятно осознавать, к примеру, что дорога на работу из Заречного в Екатеринбург обойдется не в 250 рублей, а вдвое дешевле. Попутчику тоже удобно: поездка на автомобиле, как правило, стоит даже меньше, чем билет на автобус, а уровень комфорта несравнимо выше.Но не все так радужно, как пытаются представить владельцы сервисов на своих рекламных плакатах. Бывает, водитель опаздывает или вовсе отменяет поездку в последний момент. Или наберет полную машину народу, так что в салоне нечем дышать. Автомобиль может оказаться таким, что, сев в него, всю дорогу боишься, как бы на очередной яме у него не отвалилось колесо. А если сам берешь попутчиков, никто не гарантирует, что они окажутся воспитанными и уравновешенными людьми. Иные садятся в машину в сильном похмелье, другие начинают советовать тебе, как управлять машиной, или, что еще хуже, вести нескончаемые и отвлекающие водителя беседы по телефону.Сервис для "серых"Но если для потенциальных попутчиков такое партнерство - все-таки благо, то для индивидуальных предпринимателей, работающих на регулярных автобусных рейсах, - абсолютное и бесспорное зло.- Эти сервисы "вышибли" у нас самые выгодные утренние и вечерние рейсы. А днем ведь толком никто не ездит, но нам все равно приходится гонять автобусы. По идее, выгода от утренних и вечерних рейсов должна компенсировать провал в дневные часы. Но сейчас этого нет. Наши рейсы в Екатеринбург и Белоярский не субсидируются, и, если так пойдет дальше, нам придется их закрыть, - говорит перевозчик из Заречного Михаил Шиф.Эксперты предрекают: нелегалы дождутся, пока регулярные перевозчики вынуждены будут уйти с рынка, и тогда установят монопольно высокие цены на свои услугиПо поводу этой ситуации очень эмоционально высказывается директор Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области . По ее словам, за личиной обычных водителей, которые едут куда-то по своим делам и просто берут попутчиков в дорогу, часто скрываются недобросовестные предприниматели, работающие без лицензии. Они порой водят не обычные легковушки, а минивэны или даже полногабаритные автобусы, и берут за свои услуги те же деньги, что и регулярные перевозчики, или лишь чуть меньше. - На сайтах поиска попутчиков или билетов на автобусы бок о бок соседствуют два вида объявлений: одни действительно от тех, кто просто едет по своим делам и хочет немного сэкономить, а другие - от "бомбил", нашедших способ рекламировать нелегальные перевозки. Отличить одних от других не составляет труда. Первые предлагают два-три места по цене, не покрывающей даже цену топлива, вторые - уже 8-10 мест по полной стоимости билета на автобус. И если с первыми мы скорее всего ничего не сможем сделать, они так или иначе заберут себе какую-то небольшую долю пассажиропотока, то со вторыми нужно бороться. Они создают реальную угрозу всей системе регулярных автобусных перевозок, - говорит Саранчук.Информационные сервисы обеспечивают нелегальным перевозчикам полную свободу действий. Они вольны выбирать время и место отправления, но не обязаны ездить регулярно. Не набрал полный салон пассажиров - можешь вернуть деньги тем, кто пришел, и отменить рейс. Никто не заставит ездить в далекие деревни на три двора. Никто не потребует соответствия жестким нормам безопасности. Как следствие, из-за сниженных издержек они могут позволить себе ценовой демпинг, чем и пользуются весьма активно. Саранчук предрекает: они дождутся, пока регулярные перевозчики вынуждены будут уйти с рынка, и тогда установят монопольно высокие цены на свои услуги.Подобная ситуация и в других регионах. Так, в Краснодарском крае, по данным руководителя центра правовой поддержки ассоциации "Региональный автотранспортный союз" Алексея Дынько, деятельность ресурса BlaBlaCar с 2014 года привела к 70-процентному уменьшению пассажиропотока на автобусных маршрутах. На Урале пока не так, но перевозчики опасаются, что это лишь вопрос времени.Неполноценный закон не защищаетСамое плохое в этой ситуации то, что недобросовестные дельцы никаких писаных норм не нарушают. Их отношения с пассажирами узаконены договором фрахтования, в соответствии с которым частное лицо имеет право занять транспортное средство целиком или частично. "Кликая" кнопку "забронировать поездку" человек автоматически "подписывает" договор. После этого предъявить какие-то законные претензии к перевозчику его конкуренты или органы власти уже не могут. - Единственный выход - реформа законодательства о перевозках. Во-первых, нужно разделить понятия "совместные" и "заказные" поездки. Во-вторых, установить порядок работы информационных систем с теми, кто зарабатывает на последних. В-третьих, обязать заказных перевозчиков следовать тем же требованиям транспортной безопасности, которые предписано соблюдать предпринимателям, работающим на регулярных рейсах, - говорит Лилия Саранчук.Интересно, что если она принципиально готова смириться с существованием водителей, берущих попутчиков ради экономии на бензине, то ее коллега Станислав Новичихин, президент Союза "Челябоблавтотранс", считает, что нужно либо вовсе запретить эту деятельность, либо заставить ее лицензировать.- Мы не против конкуренции, но на равных: пусть получают лицензии и оказывают услуги такси. Мы сделали срез: некоторые машины дважды в день идут из Челябинска в Екатеринбург и обратно. Трудно представить, что кто-то по своим делам станет так ездить. Я считаю, что это все прикрытие "серого" бизнеса. Почему я должен платить налоги и работать в таких жестких условиях, а они нет? - возмущается он. Челябинские перевозчики, по словам Новичихина, пытаются подстроиться под нынешние условия. Они уже заключили соглашение с платформой ". Автобус" о том, что будут размещать там информацию о своих рейсах с возможностью купить билеты онлайн в обмен на то, что ресурс не станет сотрудничать с заказными перевозчиками. Примерно о том же хотят договориться с сервисом BlaBlaCar.- Они должны следить, чтобы один и тот же водитель не предлагал поездку чаще двух-трех раз в месяц, а если он делает это, то должен предоставить лицензию такси. Мы считаем, что так будет справедливо, - заявил Новичихин корреспонденту "РГ".Замминистра транспорта и дорожного строительства Свердловской области Дмитрий Брусянин предлагает издать нормативно-правовой акт, устанавливающий запрет на отправление одного и того же транспортного средства по заказу трех и более человек из одного и того же места более трех раз в месяц. Лилия Саранчук возражает: идея изначально мертворожденная, ничто не помешает перевозчику всякий раз менять место отправления, он ведь не обязан стартовать от автовокзала. Других идей о том, как урегулировать ситуацию, у региональных чиновников пока нет.Хотели как лучшеПредставители самих интернет-сервисов настаивают на том, что совместные поездки несут только благо: сокращается количество автомобилей на дорогах, уменьшаются объемы выброса выхлопных газов, население становится более мобильным, развивается внутренний туризм и рынок общепита. По словам Алексея Лазоренко, руководителя BlaBlaCar в России и на Украине, сотрудники компании пристально следят за тем, чтобы простые водители не завышали цены на свои услуги и не ездили одной и той же дорогой слишком часто, а перевозчики, имеющие коммерческие аккаунты, строго соблюдали все требования закона. Но даже самое последовательное исполнение несовершенного закона не сделает ситуацию на рынке более справедливой. Система нуждается в реформировании, это ясно всем, осталось лишь договориться о правилах игры.- Совместные поездки приобретают такую популярность, потому что они удобны для простых людей. Признание этого понятия на законодательном уровне в России - вопрос времени, потому что сопротивляться технологическому прогрессу бесполезно и контрпродуктивно. Все что нужно - начать данную деятельность правильно регулировать. Это понимают все: и мы, и перевозчики, и правительство, - заявил Лазоренко.кстатиА вот в Беларуси чиновники решили прибегнуть к кардинальным мерам и полностью запретить водителям брать в дорогу попутчиков за деньги. республики считает их предпринимателями, работающими без государственной регистрации. Их отыскивают по номерам телефонов и приглашают на беседу в налоговую службу. Иногда инспекторы сами заказывают поездку под видом попутчиков. Тем водителям, кто не отказался от идеи сэкономить на бензине после первого предупреждения, грозит крупный штраф и даже конфискация автомобиля.

Перевозчики Урала ополчились против сервисов для попутчиков
© Российская Газета