Верховный суд вынес важное решение о платных трассах
ВС отказался менять федеральные правила проезда по платным дорогам. Поводом для разбирательства стал иск жителя Домодедово, который попытался оспорить норму постановления правительства №18 2010 года, в котором установлены "правила оказания услуг" при проезде по платным дорогам, сообщает "Коммерсантъ". Согласно документу, пользование платной трассой осуществляется на основании договора между автовладельцем и оператором дороги, при этом к заключению договора приравнивается сам факт выезда на хайвей. Истец Иван Гусев обратил внимание судьи на то, что на участке М-4 в Подмосковье первый пункт оплаты проезда располагается после Малого бетонного кольца, хотя фактически платный отрезок этого шоссе начинается от МКАД. Если выезжать на трассу из Домодедово, то там не установлены щиты и знаки, предупреждающие о том, что дорога платная. В этом случае, считает Гусев, выезд не может приравниваться к заключению договора, потому что водитель не предупрежден о том, что за проезд придется платить. Истец приводит ст. 421 Гражданского кодекса, согласно которой "понуждение" к заключению договора запрещено. "Обязанность платить за проезд по участку у меня есть, но выполнить ее невозможно, - отметил Гусев. - Может, у меня уже есть долги за неоплаченный проезд". Верховный суд рассмотрел иск Гусева, а также выслушал ответчика по делу. Им выступила представитель Минтранса Светлана Тонких. Она сослалась на ст. 158 ГК, согласно которой "допускается устная сделка, которая считается совершенной, если "из поведения лица явствует его воля совершить сделку". Добровольный выезд на платную трассу относится именно к такому действию, уверена Тонких. "Ведь невозможно на дороге заключить отдельный договор с каждым водителем", - подчеркнула представитель Минтранса. Она добавила, что подтверждением сделки является чек, который автомобилисты получают на пункте взимания платы. Также ответчиком выступил юрист госкомпании "Автодор", в введении которой находится М-4. Он прокомментировал отсутствие щитов на въездах на М-4 из Домодедово, заявив, что "недоработки информирования на конкретной дороге не являются предметом рассмотрения этого иска". Присутствовавший на заседании представитель Генпрокуратуры поддержал позиции "Автодора" и Минтранса. При этом он отметил, что если водитель не проинформирован о выезде на платную дорогу, он может обратиться в суд. Иван Гусев так и сделал – заседание по этому делу пройдет в конце июля. Что касается данного иска, то Верховный суд оставил его без удовлетворения. Фото: РИА "Новости" / Владимир Астапкович