«ГАЗели» без водителей: и так – уже девятый год
Фото Михаила Сорокина«ГАЗели» без водителей: и так – уже девятый годПервые российские машины-беспилотники вышли на соревнования 9 лет назад. Их было пять. И все они были бортовыми «ГАЗелями-БИЗНЕС». Вы уже воскликнули: «Да ладно?!» Если нет, продолжу: все пять «ГАЗелей» для соревнований подготовили студенты. И все эти машины они выиграли, заняв высокие места во всероссийских соревнованиях «Робофест». …Главная тема для разговоров на полигоне «Группы ГАЗ» в Березовой Пойме (помимо машин-беспилотников, конечно) – погода. Года назад на протяжении почти всего «Робокросса» лили дожди и студенты спасали свои машины как могли. Вернее, говорили: «Мы готовим технику к реальной жизни, так что дождь – это просто элемент испытаний». И от дождя спасались сами – например, в закрытом тентом кузове «ГАЗели». Пусть она беспилотник, но функцию зонта у нее никто не отменял. В этом году погода благоволит: солнечно, но не жарко. Участники ходят по полигону загорелые и приобретшие тот вид свободной нездешности, какой появляется у каждого городского жителя, которые на неделю переселяется в палатку – и в лес. Выглядит это забавно – когда руки моешь в рукомойнике, но при этом на каждом столбе – розетка, над полигоном – вайфай, количество ноутбуков превышает количество людей, и паяешь ты микросхему для грузовика, который через пару часов должен самостоятельно стартовать – и проехать дистанцию, «замечая» все препятствия и объезжая их. И развернуться потом еще. И той же дорогой – до финиша. — В этом году мы усложнили задание, — директор «Робокросса» Максим Петров объясняет детали. – Машины соревнуются не только в условиях полигона, но и на городских улицах. Правда, городская улица тоже пока условна: других машин, кроме наших, там не будет. Но на асфальте нарисовали всю разметку, поставили знаки, светофоры. То есть фактически машины будут нам «сдавать на права». — Сдадут? – спрашиваю его. Он кивает. Сдадут наверняка не все (впрочем, на права никогда все и не сдавали), но непременно – сдадут.На первый «Робокросс» приехали 5 команд. На девятый – уже девятнадцать из вузов Москвы, Нижнего, Ульяновска, Рязани, Сыктывкара, Коврова, Владимира, Оренбурга, Самары, Санкт-Петербурга… Тогда, девять лет назад, они были первыми. Сегодня… — Слушайте, а вам не задают обидные вопросы вроде «Вон, «Тесла» уже успела не только на дороги общего пользования выйти, но и первые ДТП совершить, а вы все на полигоне? – пытаюсь нарваться на грубость от представителя команды из Коврова Андрея Карпенкова, — ведь ваш вуз участвует с самого первого «Робокросса». — Конечно, и по улицам внутри ГАЗа уже ездит автомобиль без водителя, и яндекс-такси тестирует новый сервис, где машина управляет собой сама, — Андрей спокоен как Будда, — но это уже разработки инженеров, которые закончили вузы. Те участники нашей команды, что вывозили на старт самую первую «ГАЗель», тоже сейчас все работают на крупных предприятиях и создают намного более сложные робототехнические системы. А у нас – команда студентов, она каждый год обновляется. Ну и потом… даже у самых продвинутых разработчиков машины, оказавшись в условиях реального города, периодически запрашивают помощь живого водителя. Теряются они в «нерафинированной» реальности. — А вы это откуда знаете? — Нам сами разработчики говорили. Горьковский автозавод нам организовал обучающий семинар, туда приехали представители этих компаний, рассказывали, как они работают над беспилотниками.Все девять лет, что существует «Робокросс», его организует «Группа ГАЗ» и фонд «Вольное дело». В числе зрителей на площадке – молодые конструкторы завода, инженеры, топ-менеджеры. — А вам для чего вот это все нужно? – подхожу к управляющему директору автозавода Андрею Софонову. — Для развития автоматизированных систем помощи водителю, — отвечает он. – Мы давно и много работаем по этому направлению, и нам, конечно, нужны молодые перспективные кадры. Вообще, как бы красиво ни звучало – «машина-беспилотник», большинство автомобильных компаний сегодня работают именно над ADAS (advanced driver assistance systems). Это не «робот за рулем» в чистом виде. Это системы, которые помогают человеку «видеть» дорогу и в случае чего избегать ДТП. Для «робота за рулем» нужно радикально менять дорожную сеть (и непонятно, что делать с зимой, когда разметки не видно: а робот, как правило, «цепляется» глазом именно за нее), но даже этопоправимо. Как шепотом говорят сами разработчики, наиболее сложное – это законы. Что делать, если машина-беспилотник нарушила ПДД? Кто несет ответственность: владелец машины? Разработчик? Дорожные службы, которые кривой разметкой ввели робота в заблуждение? А если она попала в ДТП? А если сбила человека? Словом, пока основной курс – на поддержку водителя. А машины-роботы соревнуются на закрытых полигонах. — Мы специально сюда приезжаем каждый год, чтобы отладить все настройки, — представитель команды московского политеха Егор Рыбкин не выпускает ноутбука из рук. — Это лучший полигон, где мы можем проверить на своей машине все, что только можно. По большому счету, нам испытывать ее негде, кроме как в Березовой пойме.В это время первый заезд заканчивает одна из самых молодых участниц: «ГАЗель NEXT» ульяновского государственного технического университета. Еще три месяца назад она была обычным конвейерным автомобилем – наверное, думала, что всю свою жизнь будет возить грузы. Но изготовители подарили ее команде-победителю фестиваля PROFEST-2018 и приложили к подарку агрегаты для переоборудования в беспилотник. — И вот, за два месяца мы сделали из нее машину-робот, — Кирилл Святов кладет руку на капот машины. – Если честно, сначала ощущения были сложные: мы понимали, что такой подарок открывает нам новые возможности повысить свой профессиональный уровень, выстроить кооперацию между факультетами, но так же понимали, что задание очень трудное. Правда, «ГАЗель» оказалась вполне трансформируемой машиной: за два месяца она превратилась в машину, которой может управлять и робот, и человек. Даже механическая коробка передач не стала камнем преткновения.Самые невнимательные зрители «Робокросса» — это его участники. Пока одна команда гоняет свою машину по этапам, все остальные судорожно паяют, проверяют программы и протирают лидары. — Наш политех выставляет на соревнования две машины: «ГАЗель» и квадроцикл, — Никита Прокопенко, представитель команды НГТУ, показывает агрегат, в котором квадроцикл можно узнать разве что по его раме. — А мы и разобрали квадрик о самой рамы, — улыбается его коллега по команде Алексей Синодкин, — и спроектировали заново. Поставили лидары, камеру, рулевое управление… Ну и как всегда: почти перед соревнованиями сгорела одна плата, пришлось все перепаивать. Мы тут первый день сидели почти до утра. Паяли не зря: команда НГТУ получила в итоге специальную «награду от судей».А победителями в направлении «Робокросс-беспилотные транспортные средства» завоевала команда Mad Drive Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, второе место – у команды RoboLife Ульяновского государственного технического университета, третьи – KSTA Team Ковровской государственной технологической академии. В направлении «Беспилотные летающие системы» победителем стала команда «Коптер Express» (Москва), второе место заняла команда «Кванториум» (Сыктывкар). В направлении UniorRace первое место завоевала команда ИрГУПС Иркутского государственного университета путей сообщения, второе – команда СГТУ Саратовского государственного технического университета, третье поделили между собой команды Нижегородского государственного технического университета и Иркутского научно-исследовательского технического университета. 12 +