Секреты инкассаторских машин: почему ограбить их почти невозможно?
Чтобы хоть как-то обезопасить деньги и охрану, серийные машины и автобусы стали защищать решетками и стальными листами. Впервые о защите инкассаторских машин задумались в Чикаго. В 20-х годах прошлого столетия преступники буквально житья не давали банкирам, совершая смелые ограбления. Поиски "золотой середины" Служба инкассации при Госбанке СССР появилась в 1939 году. Но никто о защите машин тогда не задумывался – не было повода. Советские преступники крайне редко пытались ограбить "сундук на колесах". Но ситуация начала менять ближе к концу 80-х годов, когда в стране начали появляться первые коммерческие банки. Встал вопрос о безопасности. Поскольку в СССР с инкассаторскими машинами было негусто, начали закупать бронеавтомобили из Европы. Например, немецкие Eurocom и Armet Armored Vehicles Inc. Ltd. Но все же, это были именно броневики. А первый полноценный инкассаторский автомобиль появился лишь в 1988 году. Пионером в этой области принято считать РАФы, которые оснащались сварным металлическим кузовом от французской фирмы Labbe. Всего было создано 62 машины. Первый инкассаторский блин получился комом. РАФы (RAF-Labbe) основательно переделали под тяжелый кузов, внедрив в шасси рулевое управление и переднюю ось от Mercedes и Peugeot. Но помогло слабо, поскольку для ходовой французский "панцирь" оказался слишком тяжелым. Из-за этого проседала подвеска, могли отказать тормоза. А иногда и вовсе отваливался передний мост. Ерундила и электрика, которая оказалась не готова к сильным перепадам температуры. Поэтому и водитель, и охрана ездили с риском оказаться запертыми внутри броневики из-за очередного глюка электроблокировки дверей. Кстати, охрана жаловалась на переднюю бойницу. Дело в том, что ее расположение оказалось крайне неудачным. Поэтому вести прицельный огонь не представлялось возможным. Когда занавес рухнул, в молодую Россию хлынули уже более интересные и продуманные броневики. Основную массу составляли "Мерседесы", "Форды" и "Фиаты". Большинство из них были явно не первой свежести, но все равно котировались куда выше, нежели РАФы. Но отечественные автопроизводители пытались сделать что-то свое. Наиболее удачным вариантом тех лет стала УАЗовская "Буханка". Ее в инкассаторский автомобиль превращала фирма "Конструкционный алюминий". Делала это контора, что называется, лоскутно и халтурно, оставляя большие щели между пластинами, зато дешево. Была еще контора Fontauto, которая покрывала бронированными пластинами УАЗовские "козлики" и КамАЗы. Но стоили модифицированные машины очень дорого, поэтому позволить их себе могли только самые богатые в 90-х годах банки. В 1992 году в Москве начала работу фирма "Техника", которая переоборудовала отечественные УАЗы, Нивы и прочие серийные машины под инкассаторские нужды. А что сейчас? В настоящее время в нашей стране бронированием машин занимается около двух десятков компаний. Причем в броневики они превращают и отечественные автомобили, и зарубежные. Из иностранных самыми востребованными являются Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter, Renault Master, VW Crafter и Transporter. Причем машины могут быть как переднеприводными, так и полноприводными. Сменилась и главная задача. Если раньше от инкассаторских машин требовалась лишь мощная защита, теперь к этому добавилась скорость. Автомобиль должен уметь быстро покинуть место нападения. Поэтому колеса инкассаторских машин оснащаются специальным пластиковым каркасом. Он позволяет в случае повреждения шины оставаться автомобилю на ходу, а не сверкать искрами от диска. Что касается брони. По общемировым стандартам есть шесть степеней защиты. Первый, по сути, уже вышел из обихода, поскольку это бронирование способно остановить разве что пули от "Наганов" и "Макарова". Шестой класс для инкассаторских машин тоже не приемлем. Дело в том, что эти автомобили, по сути, являются уже настоящими бронетранспортерами, которые выдержат обстрел из практически любого современного стрелкового оружия. Но, они очень тяжелые, громоздкие и медлительные. К тому же у них скромная грузоподъемность и фантастический ценник. Поэтому большинство инкассаторских машин бронируются по второму или третьему классу, за счет чего выдерживают попадание из АКМ и АК-74, при этом остаются быстрыми и маневренными. По стандартам, качественное бронирование может пропустить лишь три-четыре выстрела из ста. Если больше, то такой автомобиль считается бракованным. Банки, которые заказывают машины, выдвигают компаниям специфические требования. Например, для Сбербанка важно, чтобы дверь салона была распашной, а не сдвижной (хотя и такие варианты есть в автопарке "зеленого"). Особое внимание уделяется видеокамерам. Чаще всего их восемь. Они расположены по периметру авто и внутри. Причем курсовая (находится за лобовым стеклом и ведет запись дорожной ситуации) и внешние – обязательно с инфракрасной подсветкой. Все полученные данные оседают на жестком диске объемом в терабайт. Подавляющее большинство современных инкассаторских машин оснащено системой автоматического пожаротушения. Она находится в моторном отсеке. Там же – система предпускового обогревателя силового агрегата. На крыше обычно располагается белый маячок. Его включают только в одном случае – при нападении. Тоже самое касается и сирены. В сейфе-накопителе находятся специальные приспособления. В случае крайней необходимости, когда грабители все-таки сумели ворваться в авто, они приводят деньги в неплатежеспособное состояние при помощи химических препаратов. Ловушка с краской может сработать автоматически при попытке вскрытия замка либо быть приведена в действие дистанционно. Самые интересные авто ГАЗ-3934 СИАМ В середине 90-х Горьковский автомобильный завод при поддержке машиностроительного предприятия из Арзамаса представили совместное детище – броневик ГАЗ-3934. Его создали специально для нужд инкассаторов. Эта машина могла увезти 1,5 тонны ценного груза, прекрасно справлялась с бездорожьем и выдерживала выстрелы из самого серьезного оружия. Добиться впечатляющих показателей удалось за счет того, что автомобиль был сконструирован на базе БТР-80, имел полный привод и централизованную систему подкачки шин. В броневике предусмотрительно находился кондиционер и спальные места для трех человек. Но слишком высокий ценник и медлительность сделали его бесперспективным для капризных банков. АС-1913 "Ладога" В начале 90-х появилась "Ладога", созданная на базе УАЗа. Оснащенная полным приводом и двумя топливными баками (по 40 литров) машина соответствовала аж пятому классу бронирования, имела стекла в 4,5 сантиметра в толщину и бойницы по периметру. Также в ее арсенале значились усиленная подвеска, аварийный люк, ГУР и система пожаротушения. К концу 90-х ее сняли с производства из-за низкой востребованности, а также технического и морального устаревания. КамАЗ-53212 Не обошелся без инкассаторской версии и КамАЗ. Например, модель 53212 долгое время являлась незаменимой рабочей лошадкой у петербургского Банка России. Служил бронированный грузовик, способный увезти 9 тонн, и на благо Монетного двора Гознака. Грузовик International-4700 Но все же самые крутые инкассаторские грузовики делают в США. Например, компания Dunbar Armored переделывает под инкассаторские машины тяжеловесов от International. Причем свою деятельность фирма начала в далеком 1923 году. Грузовики отличаются хорошей грузоподъемностью и соответствуют чаще всего 3 классу бронирования. Инкассаторский Freightliner Существует несколько вариаций инкассаторских Freightliner. Одни являются полноценными автобусами, закованными в панцирь. Как, например, машины, созданные на базе строительной серии 7600 Workstar. А есть и грузовики, оснащенные специальным отвалом для преодоления искусственных завалов. Но все они по периметру оснащены бойницами, спутниковой навигацией и броней повышенного 4-го и 5-го класса. Павел Жуков