Ещё
Оставить 20 км/ч: МВД о снижении лимита по скорости
Оставить 20 км/ч: МВД о снижении лимита по скорости
Бортжурнал
Новый VW Golf 8 для России: что, где, когда
Новый VW Golf 8 для России: что, где, когда
Бортжурнал
Toyota Corolla лишится традиционных ДВС
Toyota Corolla лишится традиционных ДВС
Автоновости
МВД определилось со снижением ненаказуемого порога скорости
МВД определилось со снижением ненаказуемого порога скорости
Автоновости

Маршрутки уберут ради трамваев: общественный транспорт Самары ждет новая революция 

Маршрутки уберут ради трамваев: общественный транспорт Самары ждет новая революция
Фото: 63.ru
Власти решили увеличить эффективность трамвайных маршрутов
Денег нет ни на новые вагоны, ни на новые рельсы. В муниципальном предприятии, которое обслуживает трамвайные и троллейбусные маршруты в Самаре, назревает финансовый кризис. Как его планируют решать городские власти? Как это отразится на работе общественного транспорта? Чем может помочь передача трамваев и троллейбусов частникам, как это было сделано с «Пассажиравтотрансом»? На эти и другие вопросы 63.ru ответили представители городской администрации и эксперты.
Вопрос о судьбе муниципального предприятия «Трамвайно-троллейбусное управления» (ТТУ) возник на фоне решения властей Самары оптимизировать работу городского общественного транспорта. Пожалуй, первым этапом этой масштабной реформы можно назвать передачу в аренду частной компании автобусов «Пассажиравтотранса».
Все автобусы «Пассажиравтотранса» передали частной компании
Причиной стало сложное финансовое состояние муниципального предприятия. Как поясняли городские власти, «Пассажиравтотранс» не в состоянии своевременно находить средства для внесения текущих платежей, обеспечения текущей деятельности МП.
Сейчас большую часть городских автобусных маршрутов обслуживает «Самараавтогаз». К сожалению, без сбоев пока не обходится. Претензии у горожан возникли, в частности, к работе автобусов, которые курсируют на окраины города, например, на Красную Глинку. Городские власти постарались оптимизировать работу маршрутов. Сейчас департамент транспорта ищет арендодателя для 43 новых автобусов , которые всего пару лет назад брал в лизинг.
Похожая ситуация складывается в ТТУ. В 2017–2018 годах муниципальное предприятие получило несколько кредитов на пополнение оборотных средств. К тому же нехватку финансирования представители МП подтвердили в ответе на жалобу горожан на тряску в вагонах трамваев во время поездок по городу. По их словам, чтобы пассажиры ездили с комфортом, нужно покупать новые составы и рельсы.
На городские маршруты выводят трамваи, которые закупали еще в советские годы
— За счет собственных средств ТТУ сделать это не сможет. Нужно финансирование из бюджетов различного уровня, — констатировали представители МП.
О последствиях: 16 июля около автостанции «Аврора» произошло серьезное ДТП с участием трамвая. У состава, который двигался по маршруту № 1, сломалось заднее колесо. Вагон повело. В результате он врезался в маршрутку. Пострадали 6 человек. 63.ru публиковал видео с места происшествия.
Но у городских властей, судя по всему, есть план по увеличению эффективности и прибыльности муниципальных трамвайных и троллейбусных маршрутов.
— Сейчас сотрудники департамента транспорта рассматривают вопрос оптимизации маршрутной сети Самары. Это связано с сокращением количества коммерческих маршрутов, дублирующих движение муниципальных, в том числе трамвайных и троллейбусных. Одновременно на обозначенных муниципальных маршрутах департамент планирует увеличить количество подвижного состава, — сообщили 63.ru в администрации Самары.
Впрочем, по мнению некоторых экспертов, более эффективным может стать, например, передача имущества ТТУ частному инвестору, как это сделали с «Пассажиравтотрансом».
В Самаре работают 24 трамвайных маршрута
Трамвайно-троллейбусное управление основали в 1915 году. Сейчас на его долю приходится более 60% пассажирских перевозок в Самаре. Парк подвижного состава состоит из 424 трамваев и 236 троллейбусов. Они работают 24 и 14 маршрутах соответственно. Последний раз город покупал трамваи в прошлом году к мундиалю. Речь идет о десяти трехсекционных вагонах Усть-Катавского завода, которые предоставили в лизинг. Платить за них придется еще несколько лет.
— Я еще несколько лет назад говорил о том, что только самарское метро останется муниципальным, а все остальные предприятия, ответственные за работу общественного транспорта, приватизируют. Связано это с неэффективным, на мой взгляд, расходованием бюджетных средств. В «Пассажиравтотрансе», на мой взгляд, это была покупка в лизинг больших автобусов. В ТТУ же нужно провести внутреннюю ревизию и разобраться, какие расходы неэффективны. Но я считаю, что решать проблемы муниципальных транспортных предприятий за счет отмены коммерческих маршрутов противоречат правилам рынка. Если они удовлетворяют население, имеют спрос, а перевозчики ничего не нарушают, почему они должны закрываться? Нужно оптимизировать сами муниципальные транспортные предприятия, а не ущемлять частников. Более сложный вариант — привлечь инвестора. Трамвайно-троллейбусное управление может быть прибыльным. На его маршрутах большой пассажиропоток. Но нужно пересмотреть количество предоставляемых льгот, посчитать стоимость активов МП и объем средств, которые частник должен вложить в ее развитие. Ну, и конечно, стоит вопрос окупаемости такого масштабного вложения, — считает почетный президент национального института профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров и экономистов .
За 2017 год трамваи и троллейбусы перевезли в Самаре 83,6 миллиона пассажиров
А вот руководитель центра общественного взаимодействия Андрей Ишмуратов находит решение городских властей эффективным. По его мнению, именно отсутствие транспортного планирования привело к банкротству «Пассажиравтотранса» и тяжелому положению в ТТУ, повышению цен на проезд и урезанию льгот для социально незащищенных граждан.
— Эту работу нужно было делать не вчера, а позавчера. Дублирование губит общественный транспорт. Получается, у нас на Аэродромной или Антонова-Овсеенко ходит много почти одинаковых маршрутов, а на Дыбенко, Мориса Тореза или Максима Горького транспорта практически нет. В одном месте у нас водители дерутся из-за пассажиров, а в другом — горожанам приходится брать автобусы или трамваи штурмом. Было впечатление, что маршрутную сеть строили в интересах коммерческих перевозчиков. Сейчас настало время, когда откладывать больше нельзя. Транспортную политику нужно строить, исходя из долгосрочных интересов пассажиров, которые заинтересованы в стабильной, ритмичной, безопасной, быстрой и комфортной работе автобусов, трамваев и троллейбусов, а никак не в маршрутках-«шайтанчиках», — считает Андрей Ишмуратов.
В Самаре сократят количество коммерческих маршрутов
По его словам, если администрация Самары осуществит свой план, то ТТУ будет способно самостоятельно решить свои проблемы, а значит, за трамвайные и троллейбусные маршруты продолжит отвечать муниципальное предприятие, а не частник.
— Учитывая низкую себестоимость по сравнению с автобусным транспортом, предприятие выйдет на операционную прибыльность и сможет расплатиться со всеми долгами. Но представляется разумным, если в ТТУ вложатся крупнейшие поставщики электроэнергии. Это будут так называемые «вложения в развитие потребление». Ведь муниципальное предприятие является одним из крупнейших потребителей электроэнергии в области, — предложил активист.
Видео дня. Тест-драйв в Петербурге: разбито 13 машин
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео