Войти в почту

Хитрый паркомат. Как власти мегаполисов зарабатывают на штрафах

Москва пришла к платным парковкам гораздо позже Нью-Йорка, но сумела извлечь из этого выгоду: столица постаралась учесть все слабые места в работе иностранных коллег и представила более современное решение, которое отличается от привычного американцам. Система оплаты Одно из главных отличий — возможность оплатить парковку наличными в Нью-Йорке и отсутствие таковой в Москве. Официально столичные власти заявляли, что оплата наличными не была популярна, и что жителям гораздо удобнее платить по смс или через мобильное приложение. Экс-гендиректор ГКУ «Администратор московского парковочного пространства», а сейчас генеральный директор и основатель компании Urban Innovations Group Сергей Мариничев говорит, что власти не собирались вводить оплату парковки наличными из-за сложностей в обслуживании таких паркоматов. «Мы изначально отмели возможность оплачивать наличными, потому что, если бы мы оставили наличные деньги в каждом паркомате, то АМПП пришлось бы тратить много средств на инкассацию, а инкассация одного паркомата обходится в 5 тысяч рублей. Второй вопрос — сколько нужно было бы всего сделать, чтобы обеспечить безопасность этих паркоматов. Поэтому Москва сразу сказала наличным деньгам «нет», — поясняет Мариничев. В Нью-Йорке для оплаты парковки можно внести наличные через паркомат, либо заплатить картой, после чего необходимо положить квитанцию под стекло автомобиля. Кроме того, c 2017 года оплатить парковку можно через мобильное приложение. Поэтому, если инспектор не увидит под стеклом чек, то сначала он проверит, не воспользовался ли владелец авто приложением. И, если данные об оплате отсутствуют и там, то штрафа не избежать. Правда, водитель мог просто забыть положить талончик на видное место, или его чек мог упасть с торпеды автомобиля. В таком случае штраф можно оспорить. Нужно только предъявить квитанцию, которая подтвердит факт оплаты в нужном месте и в нужное время. «Раньше были случаи, когда пользователи отменяли транзакцию после оплаты. При этом инспектор видит квитанцию — парковка оплачена, паркомат зафиксировал оплату, но деньги так и не поступили, данные по сумме оплат и фактическое количество переведенных средств не сходятся. Самостоятельно власти не могли решить эту проблему. Мы создали платформу для интеграции существующих каналов оплаты, которая позволяет, не ломая систему, привести все в порядок», — рассказывает Мариничев. Экс-глава компании «СитиПаркинг», которая создавала парковочные решения для ГУП ДГС (запускал платные парковки закрытого типа на Новом Арбате в Москве — Forbes), и «Яндекс.Парковки», а также бывший руководитель аналитического центра «Яндекс.Пробки» Павел Гольдин отметил, что не слышал о массовости такого вида мошенничества, хотя парковочными системами в Нью-Йорке он занимается с 2013 года. Возможно, они были распространены ранее. «Банковская структура довольно сильно продвинулась вперёд, и вернуть деньги сейчас будет очень сложно — нужно связываться с банком, писать заявление... Один раз они могут вернуть деньги, но, если пытаться это делать постоянно, у банка возникнут вопросы. Сложнее объяснить банку, почему отменяется транзакция, чем оплатить парковку. Нашёл парковку на Манхэттене — день уже удался. Здесь никто не будет усложнять себе жизнь, чтобы сэкономить три доллара», — объясняет Гольдин. При этом он вспоминает, что бывали случаи, когда автовладельцы покупали оплаченные парковочные талончики у соседей по парковке, чтобы потом обжаловать выписанный штраф. Но и такие случаи — скорее, исключение, считает он. Еще одно важное отличие в системах оплаты — за парковку в Москве можно платить поминутно и останавливать парковочную сессию в любое время с возвратом денег, если оплата производится через приложение. В Нью-Йорке даже в приложении можно оплачивать парковку только интервалами по 15 минут, возможности оплатить более короткий промежуток времени нет. Инфраструктура Мариничев считает, что московская система более понятна и открыта для пользователя: места парковки расчерчены, нанесены на карте в приложении и на сайте АМПП. «В Москве информация о парковках полностью публична, власти отчитываются даже о том, сколько средств собрано и потрачено. Каждая парковочная зона сопровождается информационной табличкой с инструкцией. В США на улицах, кроме крупных знаков парковки и ограничений, вы не увидите никаких инструкций — ищите паркомат и, может быть, на нем будет какая-то подсказка. В худшем случае знаки, которые стоят на улице могут запутать водителя — нигде нет четкой разметки, непонятно, где можно стоять, а где — нет, где и в какое время будет проводиться уборка», — говорит Мариничев. По его словам, непонятные знаки — еще не самое страшное. В Чикаго, например, действует запрет на парковку, если высота снежного покрова достигает двух дюймов. И непонятно, что делать водителю, который поставил свою машину на стоянку еще до начала снегопада... «Москва сразу старалась построить удобную систему, используя современные технологии, в США же такая система сложилась исторически. На мой взгляд она не очень удобна, но люди к этому привыкли», — подтверждает Гольдин. В Нью-Йорке с 2017 года есть приложение для оплаты парковки, но привычных москвичам сервисов там нет. «Человеку действительно приходится каждый раз вычислять, может он здесь стоять или нет, знаки довольно сложные — стоянка только для коммерческого транспорта по средам до 14 часов, дни уборки, пожарные гидранты, ведомственные парковки... И всегда есть шанс, что водитель не заметит какое-нибудь уточнение и получит штраф, например, потому что здесь можно было стоять только до определенного времени», — соглашается Гольдин. При этом эксперты сходятся во мнении, что в мобильное приложение можно было бы внедрить оповещения о том, сколько времени машина может стоять на этом месте, в какое время там запланирована уборка, какие правила действуют на этом участке дороги. То же касается и паркоматов — водитель может оплатить парковку на несколько часов, но терминал не предупредит его о том, что в это время здесь стоять нельзя, а просто примет деньги. И водитель, даже не желая нарушать, все равно получит штраф. «Я думаю, что это связано с тем, что менять когда-то созданные куски системы очень сложно, гораздо сложнее, чем делать все с нуля. Некоторые чиновники признавались, что специально ничего не меняют и сделали «закрытую» систему, чтобы собирать больше штрафов. В одном из муниципалитетов США оплата парковки приносит всего $5 млн в год, а штрафы — около $90 млн», — говорит Мариничев. Гольдин также считает, что власти Нью-Йорка сознательно не стараются упростить систему для понимания жителей. «Штрафы — это приличная, существенная сумма для города, подозреваю, что это тоже определенный доход. Они вроде бы не стремятся его увеличивать, но баланс соблюдают», — считает он. Сейчас пользователям доступна бета-версия нового сайта управления транспорта Нью-Йорка (DOT), где на карте отмечены запрещающие и устанавливающие те или иные ограничения знаки. На этой карте можно посмотреть, в какое время и как долго можно стоять на разных улицах в городе. Правда, заходя на сайт, пользователь видит сообщение о том, что данные обновляются по мере возможности, в связи с чем водитель все равно должен самостоятельно проверить, может ли он оставить машину на конкретном месте. Кроме того, в США довольно сложная система парковочных разрешений. «Каждый муниципалитет придумывает «тонну» разных разрешений — для резидентов, для коммерческого транспорта, для машин из другого штата, разные гостевые, которые могут выписать резиденты на авто своего гостя. Все разрешения платные и выдаются на разные периоды времени. Выдаются разрешения не в виде электронной записи в парковочной системе, а в виде различного рода наклеек на лобовые стекла и талончики, которые вешаются на водительском боковом стекле», — добавляет Мариничев. Он отмечает, что системы информирования о статусе разрешения в штатах не существует, владелец авто должен сам прийти в соответствующую службу и получить разрешение или продлить его. «В Москве все электронно. Сейчас сервис развивается и, насколько мне известно, будет уведомлять пользователя о выдаче (активизации) разрешения, о сроке окончания его действия», — поясняет Мариничев. Блокиратор В некоторых случаях нью-йоркский инспектор может установить на колесо машины блокиратор. В Москве же власти с подобным видом наказания даже не экспериментировали. «Блокиратор — это удерживание чужого имущества. Одно дело, когда эвакуируют машину — это устранение нарушения. Машина эвакуируется и помещается на штрафстоянку. А другое дело — когда вы удерживаете чужое имущество. При этом не решается проблема — нарушение-то осталось. Поэтому в Москве их не используют», — пояснил Мариничев. Гольдин отмечает, что американские полицейские помимо оплаты парковки и нарушений ПДД проверяют машину еще по нескольким параметрам. Например, смотрят, не интересуются ли владельцем приставы. Если эта догадка подтверждается, на авто могут повесить блокиратор. То же ждет машину, у владельца которой накопилось много неоплаченных штрафов. «Когда водитель подходит к машине и видит, что ему поставили блокиратор, он может связаться с полицией и попытаться убедить инспекторов, что он оплатит штрафы, или что произошла какая-то ошибка. Если ему удастся их убедить, они могут либо приехать, чтобы снять блокиратор, либо продиктовать ему пинкод, чтобы он сам его снял», — говорит Гольдин. Система контроля оплаты Контролем оплаты парковки в Нью-Йорке занимаются пешие инспекторы, которые работают с компьютерами и мобильными принтерами. В случае необходимости инспектор распечатывает квитанцию со штрафом и кладет ее на стекло. «Парконов здесь нет. Есть специальные машины, которые ездят в платной зоне. Если какой-то автомобиль вызывает подозрения, водитель сообщает об этом инспектору, и он дополнительно уже проверяет конкретную машину, а не каждую, стоящую на этом участке», — поясняет Гольдин, предполагая, что парконы в Нью-Йорке были бы неэффективны еще и из-за того, что паркуются местные автомобилисты вплотную. Для американцев машина уже давно перестала быть предметом роскоши, поэтому бамперы они не жалеют. Чтобы влезть на парковочное место или вылезти с него, они буквально могут расталкивать соседей, оставляя царапины и сколы — такие боевые отметины есть у многих авто в штатах. Мариничев добавляет, что некоторые американские инспекторы могут стоять рядом с машиной и ждать, пока закончится оплаченный период, чтобы сразу после выписать штраф. В Нью-Йорке водителю на оплату дается пять минут, в Москве — 15. Это минимальное время, которое должно пройти между двумя фиксациями одной и той же машины. «Говорят, что Москва скопировала английскую или французскую систему. Это неправда. Москва вообще не копировала ни одну систему в мире, она придумала свою, используя фрагменты разных систем. Но наша система была сделана в таком виде впервые в мире. Сейчас, по информации участников рынка, похожая система создается в Чикаго, но нигде в интернете следов этого нет — ни на официальном портале, ни в прессе. Майами идут по тому же пути», — заключает Мариничев. Читайте также Пешеходная столица. Как платная парковка захватила Москву