«Бомба-машина! Невесту на ней украл!»
Это событие без преувеличения можно назвать эпохальным: «АвтоВАЗ» заявил, что в ближайшее время с конвейера будут сняты популярная «Приора», бюджетная и практичная «Гранта», а заодно и «Калина». Узнав об этом, Северный Кавказ погрузился в уныние, граничащее с национальным трауром, и было с чего — именно этот регион считается главным потребителем всех трех моделей. Даже «Калины». Черный день настал в минувший понедельник, 16 июля: в Тольятти был сварен кузов последней «Приоры». Самой последней! Помянуть добрым (и не только) словом легендарную модель, превратившуюся в главный автомобильный мем, «Лента.ру» попросила жителей Махачкалы, ибо кто как не дагестанские ценители этой модели могут сказать о «Приоре» не только от души, но и по делу. Магомед Магомедов, сотрудник полиции, 30 лет — Когда-то я на других тачках ездил, но сейчас у меня уже четвертая подряд «Приора». Почему? Потому что, братан, это жи есть бомба-машина! Сидишь за рулем и кайфуешь: газ выжал — и как будто в гонках участвуешь. Раньше девушки знаешь как смотрели, когда ты за рулем «Приоры»? Как на бога! А сейчас глупые стали, запонтовели. Им «мерседесы» подавай всякие, «бэхи». Но, братан, «Приора», клянусь, по-любому нормально проходит там, где даже «гелик» не потянет. Я точно знаю, потому что совсем недавно — 31 декабря прошлого года — невесту на ней украл! Не себе. Мне не надо, друг один попросил помочь. У него девушка в селе жила, к ней в горы нужно было тащиться километров за сто от Махачкалы. Мы и поехали. В таких случаях все свои машины накануне осматривают, ремонтируют, потому что обратно-то быстро ехать надо, может быть погоня, все такое. И у нас могла быть, хоть родственники невесты все заранее знали. А мне все пофиг, потому что «Приору» чего смотреть? Она четкая, надежная, не ломается... почти. В общем, мы в село приехали, девушку схватили, в салон запихнули — и по газам. Она не сопротивлялась, потому что все знала и ждала. Уже часа через полтора в Махачкале были. Я же говорю: бомба-машина, на ней на любой риск можно идти — недорогая, тормоза работают, разгоняется быстро. Зря ее выпускать перестали. Я б себе и пятую взял. Рабадан Рабаданов, шеф-повар, 26 лет — Слушай, такое со мной однажды случилось! Приехал ко мне в марте из Москвы русский друг и попросил отвезти его в поселок Дубки — посмотреть Чиркейскую ГЭС. Все бы ничего, но навигатор увел нас совсем в другую сторону. Короче, мы в степи оказались и там уже поняли, что что-то пошло не так. Снова вбили в навигатор координаты. И поехали уже в правильную сторону, но по какому-то странному маршруту. Поднимаемся, значит, в горы, и тут снег пошел. Все засыпало! Так вот прикинь: сначала у меня датчик начинает показывать, что в моторе нет масла (потом оказалось, что оно было, но не то), а следом моя «Приора» категорически отказалась ехать наверх. Выходим на улицу. Холодно. Пытаюсь дозвониться до друзей, чтобы спросить, что делать. Ругаюсь с другом. А толку-то! Так что мы решили просто вниз покатиться до ближайшего села, а там я уже новое масло залил, и мы уже поздно ночью снова поехали к ГЭС. Отличное приключение же! Кстати, я на этой «Приоре» до сих пор езжу. Следующая машина у меня будет другая, потому что хочется уже чего-то новенького, но этой, нынешней, я доволен. Жену на ней вожу, сына. И жена не боится, потому что я нормально вожу, а в неприятную ситуацию можно на любом автомобиле попасть, правда? Магомедали Исилаев, коммерсант, 46 лет — На 600 процентов хорошая машина! На 600! За последние пять лет я сменил «Приору» уже то ли семь, то ли восемь раз! Зачем? Новую хотелось — покупал, денег не было — продавал. Я так делал: кончились деньги — я старую «Приору» продаю, появились деньги — новую «Приору» покупаю. И ни разу не жалел! Нравится она мне… С женщиной как бывает, знаешь? Когда за ней ухаживаешь, она тоже все нормально делает. Вот так же и «Приора». Я с ней нежно обращаюсь, поэтому она меня и возит по нескольку раз в год из Махачкалы, где я живу, до Унцукуля, где я родился (около ста километров по плохой горной дороге — прим. «Ленты.ру»). Выручает постоянно. Капитальная красотка, короче! Шамиль Гадисов, журналист, 36 лет — Осенью 2012 года я приобрел трехгодовалую «Приору» с пробегом 43 тысячи километра у своего знакомого за 195 тысяч рублей. Он офисный, порядочный человек, ходит всегда в рубашке, аккуратный, и машина, соответственно, была похожа на своего хозяина. К тому же он уступил мне приличную сумму, так что я был рад покупке… Через некоторое время я, поставив новые бампера и амортизаторы, поехал к друзьям в Чебоксары, рассчитав, что ровно через пять дней вернусь домой. Машина-то у меня была как новая! Была поздняя осень. На подъезде к Волгограду в моей «Приоре» вдруг стало невыносимо холодно. Местные мастера-азербайджанцы сказали, что все дело в печке. На обратном пути машина вдруг начала сильно стучать. Мы с другом открыли капот, чтоб разобраться, что происходит, но ничего, честно говоря, не поняли. «Ассаламу алейкум, что у вас случилось?» — выйдя из грузовика, спросил у нас мужик с даргинским акцентом лет сорока. И взял нас на трос. Грязь от колес лилась на лобовое. Машина не заводилась, чтоб включить стеклоочистители. Час я ехал в невыносимом напряжении, держа тормоза «Приоры», которых будто бы и не было. Да еще и гидравлика на руле отключилась. Как мы добрались до мастерской, страшно вспоминать. Как и то, что сначала за ремонт с нас хотели взять 56 тысяч рублей… Уже на подъезде к дому, на центральной улице города, моя машина сломалась снова. Это стало последней каплей: через несколько дней я свою «Приору» продал без всяких сожалений. Ильяс Урганаев, директор компании, 38 лет — «Приора» — моя первая ласточка. Я ее сам купил, на свои собственные деньги, когда мне уже лет 30 было. Все мои сверстники уже давно за рулем были, а я долго решал квартирный вопрос и только потом решился на машину. Все мои недагестанские друзья тогда спрашивали: мол, почему «Приора», на кой мне это ведро на колесах? Да потому, что альтернативы не было! Ты наши зарплаты знаешь? То-то… Кстати, я тогда вообще купил бэушную «Приору». Но не важно! Это была хорошая машина. Маневренная, кондиционер есть, ходовая ничего так, ремонт копейки стоит. Я на ней нормально откатал два года, а потом сменил на новенькую «Гранту». Каких-то глобальных происшествий у меня с ней не случалось. Но был один забавный случай, который я люблю рассказывать. Вначале поясню только: «Приора» и «Гранта» считаются чисто нашими, «даговскими» машинами. То есть сразу понятно, кто там за рулем. Так вот. Еду я с семьей на своем автомобиле по трассе Каспийск — Махачкала. Все хорошо, мы как добропорядочные люди пристегнуты. И тут вижу: неподалеку гаишник что-то внимательно высматривает в потоке машин. И тормозит меня. Не успел я достать документы, как он сам открыл мою дверь. Я еще тогда подумал: что он себе позволяет?! Но тут рядом с ним возник еще один — уже в штатском. Гаишник спрашивает: «Уважаемый, вы из Дагестана?» — «Да», — отвечаю. — «Почему вы пристегнуты?». Я прямо опешил: «А что, нельзя?» И тут он мне объяснил, что вот этот гражданин в штатском пытался ему доказать, что дагестанцы никогда не пристегиваются. В общем, с нашей помощью гаишник это утверждение опроверг. Султан Рамазанов, менеджер по продажам в фармакологической компании, 28 лет — В Дагестане «Приора» — почти как валюта. Она очень ликвидна. «Приору» у нас можно продать буквально в течение нескольких часов, даже если сказать об этом только своим знакомым и скинуть с ее рыночной стоимости тысяч 10-15 рублей. Еще у нас иногда этими машинами доплачивают за квартиры или еще за что-то. Так вот я на своей «Приоре» ездил полгода где-то, а потом продал именно из экономических соображений, купив себе машину попроще и подешевле, потому что мне тогда были нужны деньги. В целом я ею был доволен, хотя была одна ситуация — вроде бы рядовая, но из-за этого я понял, что машинка эта слабенькая. Однажды, не доглядев, я поворачивал налево и не пропустил едущий навстречу автомобиль. Мы друг друга лишь слегка «клюнули», то есть коснулись бамперами. Та машина — это была «десятка» — осталась целой и невредимой. А на моей «Приоре» помялся капот, а усилитель переднего бампера, прогнувшись, потащил за собой лонжероны. В итоге вышло, что обычное касание встало мне в деформацию кузова, благодаря чему мне пришлось гнать машину на рихтовку, где ее вытягивали, выпрямляли и проводили прочие реанимационные мероприятия. В общем, «Приору», даже если бы ее не перестали выпускать, я все равно бы больше не покупал. Но на нашем автопроме все равно остался бы, выбрав, например, «Весту».