Провинциальные российские такси-агрегаторы покоряют мир
InDriver — достаточно новый сервис такси. Его алгоритм отличается от других. Действует принцип аукциона: пассажир сообщает, куда он хочет поехать, и сам устанавливает цену. Водитель соглашается и отвозит. Или не соглашается — тогда пассажир может сам поднять цену. Те, кто пользовался, знают, что через это приложение можно уехать дешевле, чем через другие сервисы. Модель оказалась успешной: компания, по версии швейцарского инвестбанка UBS, вошла в топ-10 крупнейших агрегаторов страны. InDriver — некогда провинциальная компания. Сейчас она уже работает в Латинской Америке, теперь стремится в Северную и переводит штаб-квартиру из родного Якутска в Нью-Йорк. Пиар-директор компании Михаил Зайцев уверен, что ее бизнес-модель за рубежом приживется: Михаил Зайцев пиар-директор компании InDriver «Наша бизнес-модель предполагает свободу выбора пассажира и водителя. Таким образом, мы, можно сказать, освобождаем пользователя от диктата скрытых алгоритмов, которые довольно часто используются различными сервисами такси и которые склонны к ценовым манипуляциям при учете самых различных факторов, включая дорожную ситуацию и повышенный спрос на автомобили, погодную ситуацию, даже состояние заряда батареи». InDriver не единственный российский сервис, который уже плотно работает за рубежом. Интересно, что многие агрегаторы, осваивающие иностранные рынки, родом из российской глубинки. Компания «Максим» уже представлена в Европе и тоже планирует прийти в Латинскую Америку. Правда, офис из Кургана переносить не собирается, рассказали в компании «Ведомостям». Краснодарский сервис Fasten несколько лет проработал в Штатах, но недавно ушел оттуда. Он не единственный: израильский Gett тоже собирается продать американский бизнес, писало агентство Bloomberg. В США две важные особенности: это очень конкурентный рынок, и там власти устанавливают жесткие требования к таксистам. Будет ли там успешна модель InDriver? Гендиректор транспортной компании «Геннадий такси-сервис» Геннадий Смагоринский узнал о ней от Business FM, и, как у классического таксиста, у него к агрегаторам особое отношение: — Ребята нашли свою нишу, дай бог им здоровья, только удачи, больше ничего не могу сказать, потому что я не хочу ездить по этим ценам, мои водители не хотят ездить по этим ценам. — Вы о такой системе с торгом нигде больше не слышали? Может быть, в мире где-то такая есть? — Не слышал. Хотя слышал, но на улице, когда ты останавливаешь машину и спрашиваешь, сколько будет стоить, он говорит: «Тысяча», а ты ему говоришь: «За 800 отвезешь?» — «Отвезу, только дорогу покажи». Когда-то всех раздражали и бомбилы, и лицензионные таксисты: первые из-за качества, вторые — из-за цены. Потом появились агрегаторы. Сначала всем понравилось, а потом пошли жалобы и на цены, и на качество. Тот же InDriver возник тоже не благодаря, а вопреки. Шесть лет назад в Якутии ударили морозы ниже 50 градусов. Классические таксисты взвинтили цены, и тогда жители начали договариваться друг с другом о поездках через соцсети. Так родился бизнес. Но и к InDriver, как, впрочем, к любому сервису, тоже есть претензии. На днях я лично им воспользовался. Дух человеческих отношений там сохранился. Был мощный ливень, и другие агрегаторы выставили крайне высокие цены, InDriver — на 40% дешевле. Мы уже тронулись, но тут водитель сказал, что ошибся и в мою сторону ему ехать неудобно, потому что он собирается домой. И дело не в деньгах. Я представил, как вылезу из машины в лужу и буду ждать другое такси. Водитель, видимо, представил то же самое. В итоге мы поехали и всю дорогу мило болтали. Кстати, я ему рассказал об американских планах компании. Таксист в ответ засмеялся.